По меркам одних, судьба поступила с ней жестоко: Наташа не может самостоятельно передвигаться, одеваться, есть. Сама девушка думает иначе: «У Бога не бывает ошибок. Усадив в коляску, он уберёг меня от больших неприятностей. С моим-то шебутным характером!» Впрочем, даже в сложившейся ситуации Наташа умудряется прыгать с парашютом и срывается ночью из дома по звонку клиента.
«Целует их, целует»
…Наташа пришла в этот мир в компании сестры-близняшки Людочки. До шести месяцев обе девочки развивались нормально, и та и другая уже могли сидеть, начинали ползать. Как-то вечером у Наташи поднялась температура, начались судороги, её отвезли в больницу, поставили капельницу. Вскоре оказалось, что лекарство было выбрано неправильно. Девочку парализовало. Родители обошли многих светил, но слышали одно: «Коляска на всю жизнь. Радуйтесь, что мозг не задет». «Тато, а почему вы меня не сдали?» - уже будучи взрослой, спросила Наташа отца. «Куда не сдали? - не понял он. И через секунду: - Да ты что! У нас с мамой даже мысли такой не мелькнуло!» «Муж на девочек надышаться не мог, - рассказывает мама, Валентина Алексеевна. - Он хирург в больнице, после суточных дежурств, как только порог дома переступал, сразу шёл в комнату к Нате и Люде. Даже ботинок не снимал. Бывало, наследит. Я ворчу. А он: «Так соскучился!» И целует их, целует».
Ната росла смышлёной. Учителя приходили к ней на дом, и она старалась. «В 13 лет я оказалась на собрании инвалидов, где иностранцы в конвертиках раздавали помощь - по 10, 20 долл. А мамы детей сидели с такими лицами, что, мол, наши ребята нужны только благотворительным организациям. Эта атмосфера показалась мне унизительной. Я поняла, что должна научиться зарабатывать себе на жизнь сама». Школу Ната закончила с золотой медалью и поступила на заочное отделение юридического факультета Киевского Национального университета им. Тараса Шевченко. На втором курсе девушке подарили компьютер, и она научилась печатать искалеченными болезнью пальцами. На экранную страничку уходило больше часа, но проблема написания курсовых и рефератов была решена. На четвёртом курсе Наташа задумалась о работе и обратилась в уважаемую адвокатскую компанию. Один из совладельцев молча поглядел на хрупкую блондинку в инвалидной коляске и… дал ей шанс. Правда, предупредил: «Никаких поблажек».
С того момента Наташа ровно четыре года пять раз в неделю ездила в офис на другой конец Киева. Утром и вечером папа отпрашивался с работы, чтобы сопроводить дочку с начала в одном переполненном троллейбусе, потом в другом. Час туда и час обратно. Если Наташа опаздывала на 15 минут, её штрафовали - никаких поблажек. Когда папа не мог приехать вечером, Наташа звонила кому-нибудь из друзей. Ни разу никто не отказал. Параллельно Наташа закончила университет с красным дипломом. И нацелилась на адвокатуру. Успешно сдала квалификационный экзамен и получила заветную «корочку».
«Кто это?»
Уже несколько лет её имя значится в официальном реестре адвокатов Киева, а за плечами Натальи Крук десятки выигранных дел. Например, она помогла молодой семье вытащить из строительной компании деньги за так и не построенную квартиру. А недавно к ней обратился молодой человек, которому запретили въезд в шенгенскую зону - его полный тёзка (совпадали и имя и фамилия) значился в «чёрном списке» стран соглашения. Так адвокат Крук вышла на европейский уровень и за месяц решила вопрос своего подопечного положительно.
Клиентов Наташа принимает дома, но при этом часто ездит в суд. Взяла на работу помощника, который сопровождает её в поездках по городу и по стране. У Наташи уже были дела в Черниговской, Житомирской, Хмельницкой областях Украины: «А что? Садимся в междугородний автобус, коляску сдаём в багаж и едем».
Иногда клиентам приходится заносить Наташу в суд на руках, бывает, что её коляска не проходит через металлоискатель или отсутствует лифт, а заседание на пятом этаже. Или как-то ночью Наташа на такси приехала на место ДТП, в которое попал её клиент. В отделение милиции коляска не проходила, клиент не растерялся, взял девушку на руки. Милиционер вскочил: «О господи! Это кто?» - «Позвольте представиться - адвокат Крук». Наташа заливисто хохочет и вспоминает другой случай: «Пришлось ехать к клиенту в СИЗО. Решила там все вопросы, выкатываюсь обратно на улицу и ловлю на себе сочувствующий взгляд двух бабушек. Мол, бедная, как же её в этом кресле угораздило за решётку? В этот момент по мобильному звонит мама, и я ей кричу в трубку: «Алло, мам! Я уже на свободе!» У бабулек глаза стали мокрыми».
70 секунд падения
В комнату, где мы общаемся с Наташей, заходит её сестра Люда со своей годовалой дочкой Катенькой. Малютка целует Наташу, для неё она не только тётя, но и крёстная. Сестра вернулась с работы, она, как и отец, врач. Вместе близняшки начинают вспоминать случаи из юности (сейчас им по 29 лет). «А помнишь, как мы на дискотеке были?!» - «А как тогда к нам шпана пристала!» - «А как мы ездили на море!» К счастью, у Наташи много приятных воспоминаний. Но самое яркое - прыжок с парашютом, который она совершила несколько лет назад: «Даже папа не верил, что это возможно.
Ведь приземляться надо на ноги. И вдруг узнаю - можно прыгнуть в тандеме c инструктором. Он приземляется на ноги и тут же падает на спину, чтобы я оказалась сверху. В общем, я приземлилась на живот инструктора. (Смеётся.) У меня был очень опытный инструктор. К тому же рослый и широкоплечий. Все финансовые вопросы, связанные с прыжком, решил хороший друг. Это был его подарок на мой день рождения. Даже сняли полёт на фотокамеру. Я прыгала с высоты 4200 метров, внизу облака, как густая тайга без конца. И надо шагнуть в эту бездну… 70 секунд в свободном полёте…Нет, страха не было. Только счастье».
...Я провела с Наташей день. Периодически она отвлекалась, чтобы ответить на телефонные звонки. Слышались обрывки фраз: «Нет, эти документы без специального разрешения прокуратура не имеет права изымать», «советую идти на мировое соглашение». Был звонок от курьера: «Завтра мне привезут билет на спектакль Виктюка. Заказала по Интернету. Давно мечтала. Театр я обожаю, раз в месяц хожу обязательно». А ещё она занята тем, что пишет диссертацию по проблемам налогообложения.
До остановки автобуса Наташа провожает меня вместе с другом детства, который зашёл к ней в гости. «Конечно, мне повезло с семьёй, с друзьями, с добрыми людьми. Без них я бы не смогла и десятой доли того, что сделала, - говорит напоследок адвокат Крук. - Но вы, пожалуйста, напишите, чтобы инвалиды не замыкались в себе. Старались вырваться из четырёх стен. Что такое коляска? Я на ней сижу и езжу как на троне». Она опять смеётся. В её планах - ребёнок: «Врачи сказали, что я смогу родить».