Примерное время чтения: 5 минут
12268

Умерщвление Мариуса на потеху толпе

Kasper Palsnov/Scanpix Denmark / Reuters

Прагматичная утилизация

В старой-доброй Дании, глубоко толерантной и демократичной стране, в зоопарке Копенгагена при огромном стечении народа убили молодого жирафа. Убийство не являлось террористическим актом, не было акцией маньяка-одиночки, а являлось заранее запланированным действием.

Вся вина добродушного бедолаги по кличке Мариус заключалась в том, что он родился в результате близкородственных связей. Проще говоря, его папа и мама приходились друг другу братом и сестрой. Согласно правилам Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов (EAZA), такое потомство является «бракованным», так что Мариус, в свою очередь, права на размножение не имел. Это логично, поскольку зоопарки всего мира стараются не допускать вырождения видов, чему способствуют близкородственные связи.

Казалось бы, что мешает дать Мариусу просто прожить отмеренные ему на этом свете дни? Нет, заявляют сотрудники зоопарка Копенгагена, оставлять его у нас нельзя, так как его может убить более взрослый самец. И, чтобы Мариус не мучился, мы лучше умертвим его сами.

За жирафа заступились десятки тысяч людей, предлагавших его отправить в дикую природу, перевести в зоопарки, не состоящие в EAZA (два из числа таковых выразили готовность принять Мариуса), однако на все это датские зоологи ответили отказом.

В назначенную дату жираф умертвили при помощи выстрела из строительного пистолета. Тело в присутствии и огромного количества зрителей, среди которых было полно детей, расчленили и отправили на корм львам и тиграм.

На все возникающие вопросы руководство зоопарка Копенгагена дало исчерпывающие ответы. Убивали гвоздобоем, а не усыпляли при помощи лекарств, чтобы не испортить мясо. Не должны же, в самом деле, просто так пропасть несколько сотен килограммов молодой жирафятины?

Людей же до процедуры допустили для популяризации научных знаний – пусть, мол, посмотрят наглядно, какова на самом деле анатомия жирафа.

Умерщвление жирафа Мариуса
Умерщвление жирафа Мариуса. Фото: Reuters / Keld Navntoft/Scanpix Denmark

Тень доктора Менгеле

В общем, всё разумно и логично. И самое главное, подобная разумность и логичность показалась мне какой-то очень знакомой.

В годы войны разумный и логичный доктор Йозеф Менгеле двигал медицину вперед, ставя научные опыты на узниках Освенцима. Врач полагал, что неразумно просто истреблять неполноценные народы, куда лучше использовать их как материал для опытов. Вообще, гитлеровцы были чрезвычайно практичны. У умерщвленных узников выдирали золотые коронки, волосы женщин пускали в производство, из кожи шили портфели, а из костей варили мыло.

Говорят, те из нацистских преступников, которых миновала петля, до самой смерти хорошо спали по ночам и не мучились угрызениями совести. Никакого садизма и жестокости, один прагматизм в чистом виде.

И вот сегодня мне показалось, что над чистой и ухоженной Данией вдруг во весь рост встала мрачная тень доктора Менгеле. Я не знаю, скрещивались ли с датчанками его бывшие подчинённые, однако сегодняшние сотрудники датского зоопарка куда опаснее, чем несчастный Мариус.

Разумеется, существуют правила, принятые в зоологии и биологии. И да, существует порой необходимость испытывать лекарства, предназначенные для людей, на животных. Но это вынужденная жестокость.

В случае же с молодым жирафом вынужденной её никак не назовёшь. Руководство зоопарка просто сделало так, как им показалось наиболее выгодно.

Такой подход лишён главного – человечности. Потому что если сегодня на потеху толпе происходит умерщвление жирафа, то неизвестно, что произойдет в Дании завтра.

Человечность и зверство

Как показывает пример Копенгагена, где цивилизованные европейцы толпами рванули на кровавое зрелище, первобытные инстинкты – наследие эволюции – из людей XXI века никуда не делись.

Жители Копенгагена до кровавой потехи охочи не менее, чем те, кто бежал в Колизей в Древнем Риме, или собирался на городских площадях, дабы посмотреть на четвертование и аутодафе в Средневековье.

Вот только цивилизованность человека определяется умением обуздать свои инстинкты, а не удовлетворением их в самой грязной и отвратительной форме.

Сотрудники зоопарка Копенгагена говорят, что дети должны знать, что львы едят жирафов в дикой природе. Ну, во-первых, узнать они это могут и не столь наглядным образом. А во-вторых, много ли вы видели в живой природе львов, которые охотятся на жирафов с гвоздобоями, а потом разделывают тушу ножами?

В природе ведь случается и так, что хищники иногда вкушают и человечинки. Стоит ли ожидать, что в скором времени в Копенгагене начнут практиковать эвтаназию смертельно больных гвоздобоями с дальнейшим скармливанием львам и тиграм? А что такого, всего лишь прагматичный подход!

Мне вспомнились сотрудники зоопарка в блокадном Ленинграде, которые, рискуя собственными жизнями, спасали своих питомцев, не задумываясь над тем, с кем и как грешили звериные папы и мамы. Чтобы сотрудники Ленинградского зоопарка времен войны сказали своим датским коллегам? И смогли ли бы они считать зоологов из Копенгагена коллегами и вообще людьми?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (19)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах