Михаил Веллер, писатель, философ
У каждого из нас есть собственный рецепт, как нужно добиться справедливости в вопросе зарплат, доступа к благам, в правосудии и т. п. Но вот парадокс: как только у кого-то появляется шанс эту справедливость установить, он оборачивает его прежде всего во благо себе. Получается, что Истинной справедливости - чтобы для всех - вообще не может быть?
Я ввёл такое определение: «социальное качество народа». Пример: мы берём одну часть мягкого металла олова, десять частей мягкого металла меди, сплавляем и получаем твёрдый металл бронзу. То есть новое системное качество. Мы берём много миллионов самых разных людей, среди которых есть не только ленивые, бесстыжие, вороватые и подлые, но и талантливые, способные, благородные, трудолюбивые. Сплавляем их вместе. И пропорции получаются таковы, что люди подлые, корыстолюбивые, беспринципные плавают наверху. А люди талантливые, умеющие и желающие работать, оказываются внизу, в зависимом положении. И их в конце концов задавливают и выкидывают совсем. В этом наше большое горе.
Когда наши люди отправляются в цивилизованные, технически развитые заграницы - Штаты, Германию и т. д., - они прекрасно встраиваются в ту систему. Они делают карьеры, отлично работают, у них тем концом воткнуты руки. Но если собрать их всех здесь, на родине, то сами между собой они такой системы сделать не могут.
Социальное качество нашего народа не позволяет построить у нас честную эффективную демократию. Видимо, можно лишь путём суровой диктатуры, уповая на то, что диктатор будет патриотичен, справедлив, умён и не жесток без цели, воссоздавать государство по типу Петра I. Но велик риск, что мы нарвёмся скорее на Калигулу, нежели на Октавиана Августа. Народ боится диктатуры. И правильно боится. Потому что получает её в одном флаконе с жидкостями, крайне вредными для здоровья.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции