Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»:
— Да, бесспорное лидерство азиатских стран по всем направлениям - естественные науки, математика, языки, даже финансовая грамотность - признают все. Более того, они всё время наращивают долю ребят, демонстрирующих самый высокий уровень знаний. В Сингапуре их уже 50% среди всех школьников.
Там совершенно иначе организован учебный процесс. Сами сингапурцы признавались нам, что они разрабатывали свою систему 45 лет. Хотя классы у них очень большие - по 40-50 человек, ребята работают индивидуально в группах по 4-5 учеников. Например, в школе, где учатся 4200 учеников, каждый имеет собственное расписание уроков, формирует свою учебную программу под свои интересы. Учитель только организует работу в классе - кто какое задание выполняет, кто кому задаёт вопросы и т. д. А ребята сами ищут материалы для решения задачи. Плюс к этому высочайшее оснащение школ Интернетом, лабораторным оборудованием.
Как учат в российской школе? Учитель объясняет материал у доски, далее по шаблону решаются задачи, дома, опять же по шаблону, они воспроизводятся. Поэтому, когда им надо решить задачу, поданную не как в учебнике, они теряются. А из-за того, что все задания оторваны от повседневной жизни, проблем и интересов самих ребят, желание учиться у них отбивается. Ребята не учатся работать в команде или самостоятельно. Но главное - они не понимают, чего смогут достичь с помощью образования. Сама модель преподавания у нас репрессивная - ты должен вызубрить, иначе тебя накажут низкой оценкой. Отсюда и наше 34-е место.
Как изменить ситуацию? Прежде всего необходимо привлечь молодёжь. В российских школах всего 7-8% учителей до 35 лет, а надо не менее 75%. Нужно отказаться от устаревших методик преподавания. К сожалению, сейчас ситуация только усугубится, так как из-за кризиса сворачиваются все инвестиционные программы в образовании.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции