О том, как Британия спасает свое образование, АиФ.ru рассказала доктор Рут МакГинити, сотрудник Манчестерского института образования Университета Манчестера (Великобритания), руководитель магистерской программы по подготовке учителей.
Бедным детям — хороших педагогов
Юлия Борта, «АиФ»: В России одна из главных проблем — неравный доступ к получению качественного образования у детей из обеспеченных и бедных семей, детей из неблагополучных семей. Есть лучшие школы и вузы, есть худшие, есть частные заведения для избранных... Да еще и госфинансирование сокращается.
Рут МакГинити: Сегодня это проблема многих стран — обеспечить равные возможности в сфере образования детей, особенно детей, которые находятся в сложных ситуациях, из неблагоприятных семей. При этом очень важно рассматривать социальный, политический и культурный контексты, в которых принимаются решения. В Англии, в частности, в последние 30 лет наблюдается сдвиг в сфере педагогического образования и подготовки учителей на начальном этапе — то есть важно готовить учителей не только на лекциях в университетах, но как можно больше и чаще отправлять сразу на практику в школы. Такой тенденции в педагогической подготовке сегодня привержено правительство Великобритании. Это необходимо в ситуации, когда бюджет всё время сокращается.
Многие критикуют современную систему образования в Англии. В частности, идущий сейчас процесс приватизации: государственные вузы постепенно вытесняются как провайдеры знаний, высшие учебные заведения всё больше приобретают характер предпринимательской деятельности (люди там заняты бизнесом, а не образованием). Частный сектор играет всё большую роль в сфере образования. Одновременно появляются спонсоры, которые выступают в роли консультантов, исследователей, подрядчиков и провайдеров услуг. Таким образом они одновременно спонсируют образовательные инновации и продают эти услуги и решения государству.
— Хорошо, но как вы обходитесь с тем, что дети из бедных семей тоже должны иметь право учиться качественно?
— Уровень школы и её учителей играет огромную роль в образовательных достижениях учащихся. Целенаправленно поддерживаются именно слабые школы. Лучшие и самые талантливые молодые учителя привлекаются в школы, где учатся дети из бедных и неблагополучных семей. Как раз для того, чтобы повысить учебные успехи и сократить зазор между бедными и богатыми.
В Англии есть благотворительная организация Teach First. Это программа подготовки педагогов, похожие программы, кстати, есть в Америке. Так вот, с 2003 года они стали направлять своих самых сильных выпускников в школы, находящиеся в сложных условиях. Этим школам всегда было трудно набрать хороших учителей и удержать их. И разрыв в успеваемости между детьми из этих школ и более престижных на местном уровне был очень сильным. Таким образом, оказалось, что примерно 32% английских начальных школ и 36% средних школ имеют право на участие в программе Teach First. В итоге, после такой поддержки и целенаправленной работы с кадрами успеваемость детей в слабых школах стала повышаться.
Сначала учитель, потом реформа
— В нашей стране сначала приняли новые стандарты образования, потом начали переподготовку учителей, а потом приняли новый профессиональный стандарт учителя. Может, надо было начать с учителей?
— Образовательные реформы, которые не обращают внимания на качество педагогических кадров, обречены на неэффективность. Основная стратегия для повышения качества преподавания и улучшения результатов учащихся — непрерывное повышение подготовки учителей. И во всем мире сегодня повышаются требования к педагогам. Причём всё больше это образование переходит в школы, чтобы слушатели могли получать практические навыки, а не отвлечённую теорию в университете по повышению квалификации. Сейчас считается, что педагогическая работа — это преимущественно ремесло, а не интеллектуальная деятельность.
— Получается, учитель — это ремесленник. Но тогда зачем ему магистратура, достаточно получить среднее образование — в колледже.
— Нет, я всё же считаю, что это должно быть в комплексе. Университетское образование исключать нельзя. Нужно сочетать практическое освоение специальности и программы в университете. Более того, подготовка кадров для школ должна быть не универсальной, а отвечать потребностям того или иного региона. Зачастую образование учителя сводится к тому, чтобы приобрести ограниченный набор знаний и навыков, а потом реализовывать их в рамках предписаний, спущенных сверху. Так думают некоторые руководители и сами педагоги. И вот здесь именно университетское образование помогает улучшить один из ключевых навыков педагогов — критическое мышление. Учителя должны приобщаться к интеллектуальной деятельности на высоком уровне. И это так же важно, как и освоение ремесла. И тогда роль педагога выходит за рамки выполнения предписаний и увеличивает вклад в производство знаний в стране.
Нужно ещё учитывать, что число учеников растёт в школах быстрее, чем уровень набора и удержания профессионалов. Так что здесь все способы подготовки кадров важны — просто чтобы они были!
— Не получается ли так, что обученные учителя потом уходят из школ в более высокодоходные организации, и школа опять остаётся ни с чем?
— Да, есть такой риск, ведь на программах подготовки педагоги проходят также курс развития лидерства. А получив такие ценные качества, могут уходить в другие сферы, поскольку лидерские навыки востребованы не только в школе. Тем не менее, более половины выпускников всё же остаются в профессии после обучения.