Владимир Толстой, советник по культуре Президента РФ
Потому как каждая из сторон, оказавшихся по разные стороны баррикад, продолжает считать себя правой. Есть фраза: история не учит. Не согласен. Уроки истории, безусловно, есть - просто их нужно уметь извлекать.
Главный урок, на мой взгляд, который мы можем извлечь из произошедшего в 1917-м, - необходимость ценить человеческую жизнь. Россия конца XIX - начала ХХ в. обладала невероятным человеческим потенциалом. И сегодня мы не в состоянии оценить потери - те десятки тысяч погибших по разные стороны баррикад, чьи имена канули в Лету. Мы не можем и, наверное, не сможем понять, сколько было утрачено в жерновах революции и Гражданской войны Булгаковых, Платоновых, Ахматовых, сколько композиторов, учёных, педагогов.
Да, русская культура после революции переживала необыкновенный подъём - и в России, и в среде тех, кто вынужден был эмигрировать за пределы Отечества. Этот революционный тектонический слом открыл колоссальное количество новых направлений в искусстве, фактически дав толчок тому мощному разновекторному развитию, которое шло потом в мире весь ХХ век. Но если бы сегодня меня спросили, нужна ли новая революция, чтобы в культуре вновь произошёл мощнейший всплеск, я отвечу: «Пожалуйста, не надо. Давайте пойдём эволюционно!»
А ещё давайте помнить о том, какова она - цена человеческой жизни. Потому что именно она и есть главное мерило человеческой цивилизации. Жизнь каждого человека - смысл её существования. Национальным трагедиям такого масштаба, в которых жертвами оказываются миллионы людей, нет никаких оправданий. Когда масштабы потерь гигантские, они могут нивелировать и все те блага, те прорывы, которые в результате этих катаклизмов были совершены. Цена жизни - не копейка! Мы всегда должны об этом помнить. И высоко ценить каждую - каждую! - человеческую жизнь. Даже если она кому-то высокомерно кажется ничтожной. Потому что не бывает ничтожных жизней.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции