Но такова уж наша традиция — расходов на образование своих чад не жалеть. К тому же есть понимание: в ситуации затяжной экономической стагнации и непредсказуемого будущего образование детей остаётся чуть ли не единственным надёжным капиталовложением. В отличие от советских времён, когда каждый десятиклассник, получая аттестат зрелости, получал и «путёвку в жизнь», сегодняшние школьники вынуждены будут проходить через жесточайшую систему социального отбора. Барьеры и затраты становятся всё выше.
Конечно, настоящий талант путь к успеху так или иначе найдёт. Но уже и сегодня, чтобы оказаться в лифте, где тебя кто-то заметит, нужно выбраться из российской глубинки. А оттуда за последние 20-30 лет вымыты почти все животворные силы. Так что даже и таланту на оскудевшей ниве провинциального образования прорасти довольно трудно.
К тому же талант — явление не массовое, скорее штучное. А успех страны, государства, общества зависит не от сотни выдающихся личностей, а от миллионов людей, получивших доступ к хорошим знаниям. Да, советская наука блистала именами — Сахаров, Ландау, Капица, но индустриальная и военная мощь СССР строилась сотнями тысяч рядовых сотрудников НИИ, миллионами инженеров и техников, окончивших обычные советские вузы и техникумы.
Читайте также: Рособрнадзор намерен создать институт оценки качества образования >>
Нобелевские высоты
Сегодня в гонке за знаниями место России занимает Китай. За последние годы он настойчиво продвигается на ведущие позиции по ряду стратегически важных направлений. Всё больше тесня развитые страны в глобальном соревновании умов, Китай сегодня занимает третье место среди лидеров в области информатики, электроники и авиации, четвёртое место в области нанотехнологий и автомобилестроения, пятое — в сфере медицины. Что касается России, то на мировой карте лидеров она сегодня заметна лишь в сфере вооружений — на втором месте после США.
По свидетельству президента Российской академии наук Владимира Фортова, в России всё ещё сохраняется колоссальный парк научной инфраструктуры и оборудования. Но (по его же признанию) это «реликтовое» оборудование, отслужившее 50 и более лет. Обеспечить конкурентоспособность нашей науки в ХХI в. эти остатки былого величия неспособны. Да, благодаря русскому научному гению прорывы на отдельных направлениях ещё возможны, но обеспечить тотальное наступление на научно-техническом фронте они не могут.
Читайте также: Не хуже Нобелевской. Как меценат Демидов поощрял российскую науку >>
Рояль в кустах
А что у нас? Что делают государство и власть, чтобы обеспечить нашу конкурентоспособность на мировом рынке науки и технологий? Прошло два года со времени принятия закона о реформе Российской академии наук. И становится всё яснее, что «реформа» родилась и тонет в бюрократическом болоте. Фактически она свелась к попыткам перехвата и дележа академической собственности. И неудивительно, что «творцы» реформы тщательно скрывают свои имена.
Число научных публикаций, по которым оценивается место нашей науки в мире, продолжает падать, а количество молодых учёных, нацеленных на выезд из России, растёт. В мире и особенно в США уже существует огромная диаспора русских учёных, в том числе и потенциально нобелевского масштаба. Но в отличие от китайцев они не спешат вернуться к угасающему научному очагу. Кому охота взвешивать наночастицы на бабушкиных безменах!
Поможем загранице?
Социологи из Фонда общественного мнения (ФОМ) выявили ещё одну сомнительную тенденцию в сфере образования. Наблюдается резкое возрастание платных репетиторских услуг. Сегодня этот «рынок» составляет уже более 30 млрд руб. в год и растёт почти на 14% ежегодно. Репетиторов приглашают чуть ли не к каждому второму старшекласснику и ко многим студентам. Казалось бы, а что в этом плохого? Разве родители не вправе обеспечить своим детям лучшие конкурентные условия?
Есть и ещё один негативный аспект: в стране разрушается или уже разрушен принцип социальной справедливости при доступе к качественному образованию. Ведь привлечь хорошего репетитора для ученика сельской школы или для школьника из небольшого городка едва ли возможно. Преимущества, таким образом, получают дети из хорошо обеспеченных городских слоёв. И в перспективе это, конечно же, ведёт к ещё большему расслоению общества на бедных и богатых, на успешных и на тех, кто обречён на прозябание.
Настораживает и ещё одна тенденция: при выборе предметов для репетиторства родители отдают предпочтение английскому языку и математике (36 и 37%). А русскому языку — всего 12%. О чём это говорит? Не о том ли, что наша элита (в том числе и та, которая так много разглагольствует о патриотизме) изначально мостит своим чадам дорожку за границу? Ведь для обретения запасной родины нужен прежде всего хороший английский язык. А продвинутые знания в математике, уровень которой всё ещё высок в России, открывают возможности для карьеры в престижных и востребованных сферах в США и Европе.
А кто поможет Мишке Ломоносову из архангельской глубинки? Кто оплатит его дорогу в Москву?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции