В День Катастрофы (Йом Ха-Шоа) на протяжении уже более 65 лет евреи вспоминают погибших во время Холокоста и напоминают всему миру о важнейших выводах величайшей трагедии еврейского народа для современной истории.
По мере уменьшения числа тех, кто выжил в Холокосте, Шоа (Катастрофа) кажется всё более абстрактной и отдалённой, а понимание ненависти и последовавшего за ней геноцида в поистине нечеловеческих масштабах — всё более размытым и беззащитным перед бессовестными манипуляциями.
Сегодня антисемитизм, к сожалению, снова становится ходовым политическим инструментом. Радикалы всех направлений игнорируют былые табу, делая его обыденным и привычным, а главное — вполне легальным инструментом политической пропаганды.
Экстремисты как правого, так и левого толка всё чаще беззастенчиво заявляют евреям, что те «коварно используют антисемитизм в качестве оружия». Конечно, это «ноу-хау» — всего лишь новая форма проверенного годами метода подмены понятий: якобы антисемиты выступают в роли жертв агрессоров-евреев. Удивительно, что этот крайне лживый и поверхностный предрассудок считается в наши дни вполне либеральным и толерантным. Во всеуслышание рассуждать об этом не стесняются даже профессора лучших университетов Европы.
Во многих странах угроза терроризма, бытового антисемитизма и неприкрытых политических игрищ на грани нацизма вынуждают евреев самоизолироваться, а в некоторых случаях — в срочном порядке репатриироваться в Израиль. Сегодня ни одна еврейская диаспора нигде в мире, вне зависимости от своей силы и организованности, не чувствует себя спокойно и уверенно.
Эти и многие другие грустные факты становятся очевидны при ознакомлении с результатами ежегодного отчёта по антисемитизму, представленного на днях во время пресс-конференции в Тель-Авивском университете. Выводы всестороннего анализа весьма неутешительны.
Так, в 2016 году носители юдофобской идеологии продвигали новые «перспективные» способы выражения антисемитизма и активно брали на вооружение хорошо зарекомендовавшие себя ранее. Диапазон действительно поражает: от значительного расширения пропаганды ненависти в интернете и соцсетях до массового осквернения кладбищ (и отдельных еврейских надгробий).
Отрадно в то же время статистика указывает на снижение количества случаев выражения антисемитизма с применением насилия, в основном в странах со значительным процентом еврейского населения. Среди основных причин этого можно указать усиление мер безопасности диаспор и организаций. Тем не менее противовес таким положительным результатам составляет резкое увеличение случаев проявления антисемитизма в англоязычных странах, которые исторически всегда более благоприятно относились к евреям.
Прежде всего необходимо отметить тревожный рост случаев проявления антисемитизма (на 45 %) в университетских кампусах США, где еврейские студенты сталкиваются с участившимися проявлениями ненависти и нападками со стороны противоположных сил политического спектра. Согласно предоставленной статистике, студент еврейского происхождения в США с большей вероятностью может подвергнуться нападкам антисемитского толка со стороны субъектов, причисляющих себя к «левому» движению, чем со стороны считающих себя «правыми».
Некоторые движения крайне левого толка начали напоминать по своему мировоззрению крайне правых и наоборот. Мы полагаем, что всё это проявления эволюции национализма и изоляционизма в условиях дальнейшего развития глобализации на фоне беспрецедентного падения уровня жизни в США и странах Европы. Уверен, что эти тенденции взаимосвязаны.
Также в последнее время стали набирать вес политические силы популистов и националистов, которые стремятся к возвращению максимальных полномочий государству и уменьшению роли международных организаций, созданных после окончания Второй мировой войны, таких, как ООН и Европейский союз. Нередко эти движения распространяют идеи, напрямую основанные на принципах антисемитизма.
В свете сложившейся экономической обстановки директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард отметила, что «рост экономики чересчур долго оставался слишком медленным, и слишком много людей просто не почувствовали его». Ежегодный уровень роста ВВП значительно снизился в США и Европе. Другими словами, общественный договор, который успешно действовал в последние пятьдесят лет, перестал существовать.
Будучи гражданами развитого мира, мы считали, что каждое новое поколение будет жить лучше предыдущего, что дети заживут лучше своих родителей. Таким образом, неудивительно, что в менталитете нашего общества доминируют не ценности, а страхи: страх бедности, мигрантов, страх за свою жизнь перед лицом совершающихся терактов.
Полагаю, что нам необходимо сделать серьёзные выводы. Руководство ведущих европейских стран должно перебороть эти страхи и не использовать их для политической наживы. Необходимо вкладывать значительные ресурсы в обучение молодёжи толерантности и открытости, правам и ценностям демократии, совместной ответственности и безопасности. Если ценности не передаются от поколения к поколению в органичной манере, наша образовательная система должна это компенсировать, особенно во время рецессии и экономического спада.
Знаменитый британский философ Джон Грей в своих работах подчёркивал: «Интеллектуальные и научные ценности накапливаются мировым сообществом, означая их передачу от поколения к поколению, в отличие от ценностей этического свойства, которые, к сожалению, не имеют подобного свойства накапливаться поколениями. Таким образом, каждое поколение должно самостоятельно усвоить такие ценности. В противном случае это грозит обернуться катастрофой».
Наша обязанность как представителей уходящего старого миропорядка в том, чтобы предоставить следующему поколению европейцев чёткие этические ценности, без которых, уверен, новые трагедии диаспор, конфессий и целых народов неизбежны!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции