Выходит, родители и дети стали более трезво смотреть на рынок труда и перестали рваться в юристы и экономисты?
Ирина Абанкина, директор Института образования НИУ ВШЭ:
— Действительно, семьи среагировали на изменения рынка труда. Все же видят, что, обладая знаниями в сфере информационных и компьютерных технологий, найти хорошую работу легче. Дала свой эффект многолетняя политика поддержки государством не только инженерных специальностей в образовании, но и развитие промышленности, технологий, в том числе малых, средних предприятий. Открылись рабочие места в современных технопарках, бизнес-инкубаторы, куда можно устроиться по специальности на интересные проекты. Появился новый тип выпускника-инженера, который владеет также бизнес-навыками.
А вот потребность в кадрах для ведения той же бухгалтерии, экономической отчётности с появлением программного обеспечения снижается. Но это не значит, что профессии юристов и экономистов теперь вообще никому не интересны. В престижные экономические и юридические вузы конкурсы по-прежнему высокие. А вот вузы средней руки, которые назывались институтами экономики, сервиса, менеджмента, управления и т. д., перестали пользоваться спросом. Сегодня подобные программы по экономике можно пройти на онлайн-курсах, не тратя несколько лет на обучение.
Конкурс в медвузы традиционно высок из года в год и даже растёт. Причём доля платного обучения там достигает половины, тогда как в инженерных вузах — не больше трети. И потребность в людях с медобразованием увеличивается — открывается всё больше частных клиник, центров по сопровождению пожилых людей, центров реабилитации или раннего развития детей. Потому многие хотят получить такое образование, хотя учиться там долго и сложно.
Востребованы сегодня и имеющие педагогическое образование, и не только в школе. Крупные фирмы нередко предпочитают брать педагогов на работу в торговых залах, сфере транспорта, ЖКХ. Учителя умеют работать с людьми, могут объяснить, проанализировать, легко обучаемы и при этом сами умеют грамотно писать и считать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции