Даниил Дондурей, культуролог, гл. редактор журнала «Искусство кино»:
— Для российских телеканалов зарабатывание денег сегодня оказалось гораздо важнее, чем моральные ценности и люди. А заработать, то есть собрать рейтинг и привлечь рекламодателей, проще всего на программах, вызывающих страх. Рассказы о смерти, страданиях, жестокости, болезнях, катастрофах, семейных склоках вызывают сильнейшие эмоции.
Каналы «перепродают» зрителям (а это преимущественно женщины за 50) страх, тем самым зарабатывая деньги. Возможно, поэтому телеаудитория в большинстве своём сегодня не готова смотреть программы, например, о благородстве. Не потому, что эти люди плохие, испорченные, просто таковы теперь их психология, привычки.
А все эти предупреждения о вреде курения — результат принятых новых законов. Законы эти, может быть, отчасти не так плохи, но они во многом списаны у западных стран. Получается, что, предупреждая население о вреде курения, мы таким образом делаем вид, что являемся цивилизованной европейской страной. Вот только в отличие от западных стран мы, например, находимся на 126-м месте из 140 возможных по уровню благотворительности, что государство, считающее себя цивилизованным, ну никак не красит.
Но проблема эта — проблема ценностей, вернее, кризиса ценностей — лежит не только на уровне телеканалов. Она глубже. На государственном уровне мы часто слышим о важности федеральных культурных программ. Но дело ведь не только в реконструкции церквей, исторических памятников. Важнее воспитание моральных, нравственных систем в обществе. И если эти ценностные системы будут формироваться на самых разных уровнях, а главное — на уровне федеральных телеканалов, то «продавать» зрителю жестокость, страх, может быть, станет наконец невыгодно. А пока же никто не рвётся смотреть программы, в которых, к примеру, будут рассказывать о волонтёрах, о подростках, которые на заработанные за лето деньги закупили коляски для инвалидов. Про это зрителю смотреть скучно — нервы не щекочет...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции