«То, что мы не очень образованная нация, - это факт, - говорит Анна Инютина, учитель русского языка и литературы из удмуртской деревни Камбарка. - Нам долгое время пытались внушить, что мы самые читающие, мы носители высокой культуры и духовности. Увы, это не так. И странно ожидать высокой культуры и образованности от детей, когда взрослые сами зачастую этим не блещут.
Да, читать стали меньше: у детей теперь есть много других способов интересно провести время помимо книг. Однако качество образования падает не только из-за этого. Один из факторов - то, что бюрократическая система выдавливает настоящего учителя, профессионалы уходят из школы. Низкие зарплаты, вал бумажной работы, невыносимые требования и сплошная ложь: с трибун нам говорят одно, а в реальной системе образования происходит совсем другое. Да и школьная программа перегружена так, что ребёнок, который пытается добросовестно её освоить, просто лишается детства - у него совершенно не остаётся времени на увлечения - да на то же чтение любимых книг.
ЕГЭ в последние годы стал камнем преткновения. Казалось бы, это всего лишь один из видов контрольных работ. Однако чиновники все ставки делают именно на баллы, по ним судят об эффективности работы и учителя, и школы, требуя от нас выдавать высокие показатели. И мы, учителя, вынуждены приспосабливаться, «натаскивая» детей. А настоящие знания и таланты из-за этого обесцениваются.
Образование разрушает ещё и невнятность самой системы преподавания. Мы пытаемся внедрить новый федеральный образовательный стандарт, но при этом никак не можем оторваться от старой советской системы образования. Ни в сознании учителей, ни в системе финансирования реформы не произошло. В результате мы имеем некий уродливый гибрид старого и нового.
Но, к счастью, далеко не все дети безграмотны. Я 20 лет работаю в школе, и как раньше у меня были дети, которые читали запоем, так и сейчас они есть».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции