Андрей Дементьев, поэт, лауреат Госпремии СССР:
— Слава богу, наконец-то вспомнили о любви и уважении к собственной стране. «Патриотизм» это называется. После долгих перестроечных лет слова этого у нас в России стыдятся и выбрасывают его из повседневного обихода - только потому, что оно пришло к нам из советского прошлого.
Наверху всё-таки поняли, что это опасно, ибо отсутствие патриотизма снимает ответственность с каждого из нас и за будущее, и за нынешнее время. Но осмысленно любить Родину, её традиции, её славу, её великое прошлое невозможно без уверенности, что ты её хорошо знаешь. Знаешь, из чего она «сделана», из какого материала сотворена. Из доброты ли, милосердия, из таланта и мудрости? Или творили её на чём-то другом? Говорю всё это потому, что в последние годы мы сумели так разделаться со всем хорошим в нашем прошлом, что нынешние девчонки и мальчишки плохо знают свою страну. Прежде всего её прошлое. Литературу, искусство. И тех людей, что на своих плечах вознесли Россию на вершины человеческого бытия. А без этих знаний, без духовной одержимости и полёта человек останется черепахой, ползущей по выбранной им земле.
А теперь о главном - о готовящейся программе патриотического воспитания юного поколения. У меня здесь много сомнений в успехе. Велика опасность, что молодые люди не знают, за что им любить Россию нынешнюю. Потому что наш отчий дом полон насилия, воровства, бездуховности, пошлости, примитива. Давайте сначала наладим жизнь в нём, искореним всю эту чернуху, которая ядовитым цветом расползлась по нашим будням и душам. Поэтому так необходима господдержка книгоиздания! Книга должна стать духовной потребностью молодёжи. И уже потом призовём молодое поколение быть патриотами.
Не хочу выглядеть брюзгой или, как теперь говорят, «совком», но мне порой бывает крайне неинтересно общаться с иными молодыми людьми, дремучими, необразованными, эстетически глухими и слепыми. Которых мы упустили, обделили в своём мудром доверии и наставничестве, позволили стать им растениями или зверьём. За душой у них - ни нашего общего прошлого, ни сегодняшней ответственности за всё, что было, есть и будет.
Я оптимист (а все пессимисты давно из России уехали!), и мой оптимизм даёт мне право верить, что мы достаточно сильны и как государство, и как союз единомышленников, и как нация, наконец, чтобы выкарабкаться из той глуши, в которую загнали страну недалёкие наши политики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции