Есть у нас такая национальная забава. Периодически перекрашивать исторических персонажей то в чёрный, то в белый цвет. Обычно это происходит с некоторым опозданием вслед за качнувшимся в стране политическим маятником. Только что прошедший на телевидении сериал о Григории Распутине в очередной раз это подтвердил.
Помните «Агонию» Элема Климова 1974 года? Тот Распутин с Петренко в главной роли был выкрашен в чёрный цвет. Хотя, надо отдать должное Климову, он и не скрывал, что это фильм-гротеск, фильм-фарс. Нынешний Распутин в исполнении Машкова — белый. Но гротеском тут и не пахнет. В старом фильме главным фоном были разнузданные оргии выдающегося проходимца, в новом — милосердие и чудотворчество «святого старца». Точно не считал, но по количеству чудес герой сериала, похоже, превзошёл все новозаветные чудеса вместе взятые. А чтобы не возникло неуместных параллелей, скажем, с Кашпировским, каждое чудо сопровождается появлением на экране солнечного света с небес.
Это, конечно, лишь субъективная оценка рядового зрителя, я не кинокритик. Что же до святости Григория Ефимовича, с этим тем более пусть разбирается РПЦ. Впрочем, похоже, уже разобрались. Как сказано в одном из документов Архиерейского собора: «Как могло в нём соединиться несоединимое — поистине сатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходило в его душе годами, но в итоге тёмное всё же одолело». Поэтому и будем говорить исключительно об истории и источниках, которые легли в основу сценария.
Как поясняют сами авторы сериала, они опирались на воспоминания следователя Руднева (в фильме он, правда, сменил национальность и фамилию, став обрусевшим немцем Свиттеном). Действительно, товарищ прокурора Екатеринославского окружного суда Владимир Михайлович Руднев делом Распутина по поручению Временного правительства занимался. Верно и то, что он пришёл совсем не к тем выводам, на которые рассчитывали заказчики. Временному правительству нужен был «чёрный» Распутин: развратник, сектант («хлыст»), мошенник, а главное, немецкий агент влияния, пробравшийся в царскую семью. А Руднев, покопавшись в истории Распутина, пришёл к выводу, что он — «белый».
Правда, авторы сценария, если не ошибаюсь, читали не протоколы допросов (они остались на территории уже подконтрольной большевикам), а лишь воспоминания самого Руднева. А это не одно и то же. Пусть даже подлинность его записки и засвидетельствовали чины Добровольческой армии в Екатеринодаре в марте 1919 года.
Использовали авторы фильма и мемуары фрейлины императрицы Анны Вырубовой, очень близкого к Распутину человека. Причём, как особо подчёркивают авторы, они работали с воспоминаниями подлинными, а не фальшивыми, на которые десятилетиями ссылались многие, писавшие о Распутине. И это правда. Не понятно только, откуда такая убеждённость, что подлинные воспоминания Вырубовой обязательно содержат подлинные факты. Если Руднев — следователь, то страстная поклонница Распутина — Анна Вырубова — его адвокат. Собственно, в этом и заключается главная слабость большинства известных нам фильмов и книг о Распутине. Присяжному заседателю, то есть зрителю или читателю, всё время кого-нибудь не хватает: то прокурора, то адвоката. Между тем работа следствия всегда нуждается в тщательной проверке.
Вот и Руднев не есть истина в последней инстанции. Читаем: «Когда же вошла г. Вырубова, то меня сразу поразило особое выражение её глаз: выражение это было полно неземной кротости». Согласитесь, язык не следователя, а скорее, поэта-романтика. Руднев категорически отвергает всякую причастность Вырубовой к политической интриге в силу её простодушия, «вследствие чисто женского отношения ко всем тем политическим событиям, о которых мне приходилось с ней беседовать».
Но Вырубову допрашивал не один Руднев. И протоколы свидетельствуют, что она не раз весьма хитроумно пыталась уйти от неприятных вопросов, а то и попросту лгала. А перед арестом предусмотрительно сожгла письма и записки, связанные с Распутиным и царской семьёй. То есть отнюдь не была простушкой. Она старалась выглядеть такой, а это совсем другое дело. И попался на этот спектакль не только Руднев. Цитирую Александра Блока, читавшего её показания: «Она врёт по-детски». Предположим даже, что «по-детски», но ведь врёт!
И подобных нестыковок между запиской Руднева и другими свидетельствами слишком много. Любой непредвзятый судья в подобных обстоятельствах направляет дело на доследование. Хотя, разумеется, авторы фильма не судьи и имеют полное право на свою версию. Главное, чтобы зритель не забывал: это лишь версия. К тому же и время для объективного «доследования» давно упущено. Восстановить полную правду о Распутине не удастся никому. Слишком много противоречивых свидетельств, которые невозможно уже проверить, слишком много слухов. Даже документы при желании можно интерпретировать и так, и эдак. А уж слухи…
Конечно же, среди врагов Распутина было немало интриганов, политиканов, тех, кому он лично навредил, да и просто завистников. Но были и другие: умные и порядочные люди, привыкшие полагаться не на светские или уличные сплетни, а на проверенную информацию. К тому же противники «старца» отнюдь не являются единым целым: здесь и Столыпин, и английское посольство, и Пуришкевич, и православное духовенство. Многие, очень многие были уверены, что Распутин — зло.
Считать, что все противники Распутина не правы, а правы лишь Руднев и Вырубова, по меньшей мере, наивно. Обвинение в причастности Распутина к хлыстам толком не было ни доказано, ни снято. Пьяные оргии «старца» неоднократно фиксировались полицией. Руднев, правда, выносит за скобки участие в них дам из высшего света, но сам факт загулов вынужден подтвердить и он: «Амурные похождения Распутина не выходят из рамок ночных оргий с девицами лёгкого поведения и шансонетными певицами, а также иногда и с некоторыми из его просительниц». Лоббирование Распутиным интересов в том числе и откровенных прохиндеев отрицать тоже бессмысленно. И здесь Руднев выносит за скобки политику, но не отрицает, что на этом сомнительном протекционизме «старец» зарабатывал немалые деньги. Которые (и это тоже правда) тратил не только на поездки в кабаки к цыганам, но и на благотворительность. Верно и то, что Распутин предупреждал царя об опасности войны. Однако причём здесь чудеса? То же предсказывали магнат Блох, полицейский Дурново и марксист Ленин — люди далеко не святые. Вот и разбирайся тут, каким был Распутин: чёрным, белым или в полосочку.
Как бы то ни было, многие русские люди этот выбор — в пользу семьи и во вред России — остро ощущали. И не прощали. Если к полукровке Александре Фёдоровне, в чьих жилах текла не только немецкая кровь, но и кровь Марии Стюарт, во время войны накрепко приклеился ярлык «германской пособницы», то как было избежать ненависти далеко не безгрешному Распутину, обласканному царской семьёй? Вот и выходит: в том, что судьбы «старца» и семьи Николая II оказались трагически переплетены, нет никакой мистики. Скорее, есть закономерность.
На сегодня Распутин — бренд, причём это не столько торговая марка, сколько клеймо: есть водка и пиво «Распутин», есть сигареты, есть эротический мужской журнал и клуб, ресторан. Всё это следы, оставленные «чёрным» Распутиным. Появится ли теперь бренд «белого» Распутина (с рекламным лицом харизматичного Машкова), увидим.