Эпопея с созданием единого учебника истории бьёт рекорды по части абсурда. Стало известно, что подготовить новый учебник истории, а вернее, целую линейку учебников, удастся не ранее, чем через полтора-два года. Тем не менее, начиная с нового учебного года, то есть с 1 сентября 2014-го, российских школьников будут обучать в соответствии с новой концепцией преподавания истории, а ЕГЭ-2015 выпускники будут сдавать, основываясь на положениях этой концепции.
Как такое возможно, спросите вы? С точки зрения главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова, легко и просто. Особенно, если этого требует глава государства.
Предполагается, что 60 тысяч российских учителей истории в оставшиеся до 1 сентября месяцы пройдут переподготовку и переаттестацию в соответствии с новыми требованиями, после чего начнут обучать учеников по старым учебникам, но творчески корректируя их в соответствии с требованиями новой концепции.
Чтобы окончательно взорвать мозг учителям и ученикам, президент России Владимир Путин заявил, что «единые подходы к истории — это не казенное и официозное единомыслие, а единообразная логика преподавания, которая должна быть основана на объективности, уважении к собственному прошлому и любви к родине».
Для нормального историка, как и для любого нормального человека, уважение к собственному прошлому и любовь к родине — вещи само собой разумеющиеся, не требующие утверждения посредством неких концепций. Разумеется, что у курса истории должна быть логика — это тоже не открытие сегодняшнего дня.
Возникает логичный вопрос: а для чего тогда в принципе понадобился единый учебник истории? По мнению президента, для того, чтобы избавить школьный курс истории от «идеологического мусора».
Но это совершенно невозможно. История без идеологического наполнения — всего лишь некий набор имен, мест и дат. Любой исторический учебник, любое историческое исследование, так или иначе, базируется на некоей мировоззренческой основе, исходя из которой оцениваются те или иные события.
И сегодняшняя концепция преподавания истории не менее идеологически выверена, чем прежние. В противном случае несчастным учёным мужам не пришлось бы вымарывать из школьного курса «монголо-татарское иго», а также придумывать абсолютно искусственный новодел под названием «Великая русская революция».
Ну, положим, идеологическое влияние на курс школьной истории присутствовало, присутствует и будет присутствовать во все времена и эпохи.
Но зачем, скажите, устраивать штурмовщину, вводя новые требования к преподаванию истории в школе, не обеспечив учителей и учеников даже учебниками?
Несколько десятков тысяч учителей истории в этом году могут забыть об отпусках — их жизнь превратится в самый настоящий ад. Но ещё тяжелее придётся тем школьникам, чья сдача ЕГЭ попадает на 2015 год.
Школьные учителя истории в массе своей не скрывают, что их работа сегодня превратилась в натаскивание на правильный результат. Умение логически мыслить, оперировать историческими фактами и отстаивать свою точку зрения школьникам в нынешних условиях может пригодиться только в вузе, но чтобы туда попасть, надо на ЕГЭ четко соответствовать тем параметрам, что заложили большие дяди из министерства. Переубедить и что-либо доказать у ученика в нынешних условиях нет возможности.
А теперь представьте такую картину: в течение нескольких лет учитель истории постепенно готовит школьников к ЕГЭ. И вот, когда до экзамена остается чуть больше года, выясняется, что в соответствии с новой концепцией отвечать на ЕГЭ нужно совершенно по-другому. В некоторых темах изменилась даже терминология, не говоря уж об оценке тех или иных исторических событий.
И теперь учителям предстоит чуть больше чем за полгода перестроиться на новые рельсы, а затем менее чем за год переподготовить выпускные классы, не имея на руках даже учебного пособия, соответствующего новым требованиям.
Добавит ли это уважения к истории как школьному предмету? Нет. Добавит ли это уважения к отечественной истории в целом? Нет. Добавит ли это хаоса в головы старшеклассников? Да, безусловно.
Словом, как говорил один известный политический деятель недавнего прошлого, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Эту фразу нужно выбить золотом над каждым государственным учреждением современной России, чтобы люди всегда имели перед глазами чёткий ответ на вопрос: «Как такое возможно?».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции