Я приезжаю в город B, но он точно такой же,
Как и уездный город N.
Пьяные рожи, табличка «Улица Ленина»
И лущит семечки под нею нацмен.
Александр Непомнящий «Автостопная 3»
214 лет назад произошло два события. То есть, конечно, во времена Петра Великого событий происходило на несколько порядков больше, чем два, но хочется выделить именно эти. На первый взгляд, между ними гораздо больше общего, чем различий. Оба они относятся к реформам царя-плотника, и считается, что эти самые реформы были, в общем-то, успешными. Хотя бы на том основании, что мы и по сей день формально подчиняемся старинным указам Петра. Итак, что же это за распоряжения?
Одно очевидно и в дополнительных объяснениях не нуждается. Коли сказано праздновать наступление Нового года с первого января, так тому и быть. Думаю, сомневающихся в действенности петровского указа нам не найти. Конечно, если это не свихнувшиеся на китайской культуре шизофреники, которые сейчас только готовятся к празднованию соответствующего Нового года.
Со вторым тоже всё вроде бы в порядке. В первые же дни января 1700 г., 4 по старому, 14 по новому стилю, в Москве был оглашён Указ «О ношении платья на манер венгерского». На следующий год появился новый указ: «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких сёдел». Впоследствии подобные указы повторялись чуть ли не ежегодно — с 1701 г. по 1724 г. их появилось целых 17 штук. Но первый звоночек насчёт европеизации костюма прозвучал именно тогда.
Вроде бы и это распоряжение соблюдается. Хотя бы в самых общих чертах. Нет, действительно, когда вы в последний раз видели на улице мужика в епанче, ферязи или полукафтанье? Или барышню в повойнике? Вот то-то же.
Кое-кто по этому поводу льёт крокодиловы слёзы. Дескать, был у нас прекрасный самобытный костюм, но явился грубый бестолковый Пётр, пообрубал бороды и извёл на корню всю русскую национальную идею как таковую. Прямо как в мультфильме «Следствие ведут колобки»: «Ах, какой был слон, какой был слон!».
А какой, собственно говоря, был слон? Взгляд со стороны иной раз бывает удивительно точным, хотя и кажется порой оскорбительным. Вот как писал о внешнем виде наших предков австрийский дипломат Иоганн-Георг Корб в своём сочинении «Дневник путешествия в Московское государство», которое было издано в тот же год, что и указ Петра: «Прежде одевались они так, как татары, после их платье было более изящно, по образцу польскому, теперь же одежда москвитян схожа с угорской (венгерской)».
Последние два утверждения ни у кого не вызывают нареканий. Действительно, русская знать, а потом и простые горожане в своё время одевались на польский манер. Модно было. С угорской одеждой тоже всё точно — вот есть указ, вот есть его исполнение. Но насчёт татарского платья возникает мощный протест. Как же так? Почему татары? Снова татары? Опять «поскреби русского — найдёшь татарина»? Да это же оскорбление! И вообще, что этот немец понимает в загадочной русской душе?
На самом же деле немец не соврал и здесь. Разве что несколько перегнул палку. Да, целый ряд элементов восточного костюма властно присутствовал в русском платье. Начиная хотя бы с Шапки Мономаха, которая, как доподлинно известно, имеет бухарское происхождение. Но вот почему так случилось? Что, из-за трёхсотлетнего ига русские так отатарились?
Парадокс, но всё произошло с точностью до наоборот. Восточная мода проникла на Русь именно после целой серии оглушительных оплеух, которые московские Великие князья раздали татарам. Уже Василий III, здорово усмиривший Казань, потихонечку переобувался в татарские сапоги с острым и высоко задранным мысом. А его сын, Иван IV Грозный, после окончательных побед над Казанью и Астраханью и вовсе повадился брить на татарский манер голову и носить что-то вроде мягкой тюбетейки. Короче, понятие моды как таковой пришло к нам с Востока по той самой причине, что Восток был повержен и растёрт в пыль. Победители взяли кое-что из культуры побеждённых. Так ведь на то они и победители, чтобы брать всё, что захочется — ничего оскорбительного в этом я не нахожу.
Прекрасная фраза: «Русские без сильной России — всего лишь заблудившиеся в Азии европейцы» — тогда ещё не была произнесена. Но что-то подобное Пётр, безусловно, чувствовал. И начал планомерное возвращение русских в Европу. Начал с костюма. Ему просто необходимо было выбить всю азиатчину. По той хотя бы причине, что времена тогда были не обезображенные политкорректностью. И Европа заслуженно видела в Азии лишь следующее.
Вероломство. Подлость. Предательство. Трусость. Лень. Фанатизм. Ограниченность. Войну не умением, а числом. Жгучую тягу к воровству, грабежам и мародёрству. Далее можно подставить самые гнусные человеческие проявления — ни разу не ошибёшься. Потому что именно таков был портрет среднего азиата глазами европейца.
Так что переход на западную форму одежды был не самодурством Петра, а чётко продуманным политическим пиаром. В конце концов, пословица «По одёжке встречают» вполне себе существовала и тогда. Повторю — необходимо было изгнать всю азиатчину. Вырубить, выкорчевать её с корнем, да так, чтобы и следа не осталось. И чтобы всё это было зримо прямо вот здесь и сейчас. Самый естественный ход — сменить форму одежды. Потому что русские — и так нормальные полноценные европейцы. Вот только заблудившиеся в Азии и напялившие на себя кое-что из азиатского барахла. Снять и выбросить барахло — это то, что в математике называется «необходимо и достаточно».
А вот о том, как сейчас выполняется старинное петровское распоряжение, лучше и не думать. Здесь уместно ещё раз обратиться к некоему взгляду со стороны. Только это будет не какой-нибудь немец, для которого всё, что встречено в Московии, — экзотика, а наш, русский. Проживший на Западе полных пятнадцать лет и вернувшийся на Родину. Это Эдуард Лимонов. К слову, книга, где собраны его любопытные наблюдения, симптоматично называется «Иностранец в смутное время». Так вот. Больше всего Лимонова поразило несоответствие внешнего вида граждан и архитектуры. Это несоответствие и дало ему повод окрестить Россию 1990 г. как «смесь Турции и Германии». От Германии — «низкие казарменные здания, обыкновенно жёлтые или охровые, и зелёные крыши, узнаваемо немецкие». От Турции гораздо больше. Спортивные штаны-шаровары, остроносые туфли с загнутыми мысами, бритые головы, шапочки, помещённые на затылок, почти как фески, обилие ковров в жилищах… Впрочем, вот финальная цитата: «У гостиницы «Украина» молодые парни сидели на корточках возле своих автомобилей. Позднее на вокзалах, на перронах, на остановках автобусов я лицезрел тысячи этих рассевшихся очень мусульманских птице-человеков. Сограждане оказались турками».
Правда. Святая и очень горькая правда. Усилия Петра пропали втуне. С момента лимоновского открытия прошло почти четверть века. Россия давно уже ездит по Европе, как у себя дома, а вот количество «птице-человеков» в уродливых шароварах только растёт. По разным причинам, но растёт.
Что с этим делать? Как к этому относиться? Универсальных ответов, наверное, не существует. В конце концов, как одеваться — личный выбор каждого. Но надо помнить, что стиль одежды налагает на тебя некоторые обязательства. Или наоборот — может освободить от соблюдения элементарных правил приличия. Ну вот например, человеку, одетому по-европейски, в костюм, галстук и нормальные туфли, будет зазорно прилюдно ковырять в носу, справлять малую нужду у забора, горланить непристойности, напиваться до свинского состояния, ходить с небритой мордой и благоухать перегаром.
«Спортивные» шаровары в этом плане куда сподручнее. Жаль, что людей, одетых таким образом, у нас становится всё больше и больше. И почти нет надежды на появление нового Петра.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции