Примерное время чтения: 7 минут
3719

Юрий Белановский: Многодетность — между молотом и наковальней!

Стандартная критика известна. Пусть, мол, молодые встанут на ноги, работают, заранее всё рассчитают и предохраняются. Когда тылы будут готовы, пусть рожают сколько могут. Нужно не только родить, но и воспитать. Если муж, мол, не мужик, если не может заработать с избытком, то и думать о детях нечего. Особые же эмоции вызывают те случаи, когда многодетные родители прикрываются своими детьми, сами не работают (или работают на низкооплачиваемой работе), живут на пособия, обвиняют общество в отсутствии помощи и т. д.

По большому счёту, с такой теорией я согласен.

Только у меня есть желание несколько расширить горизонт! Понимаете, эти упрёки достаточно железобетонны, чтобы на них отвечать. Они действительно справедливы. Проблема только в том, что бьют они не по той цели. 

Был такой анекдот про мужика, который просил милостыню и не ел несколько дней. Как-то от прохожего он услышал, что «надо себя заставлять». Нечто подобное происходит и с многодетностью. Она оказалась между молотом и наковальней. Молот — критика и призывы к ответственности. Наковальня — пропаганда и манипуляция на самом высоком государственном, общественном и даже церковном уровне. И главная беда в том, что семья — это не металлическая болванка, а нечто личное, живое, таинственное и очень хрупкое.

О пропаганде

И государство, и Церковь и чиновники, и священники, и епископы вот уж 20 лет твердят о демографическом кризисе и важности деторождения. Православные ещё и добавляют, что идеал христианской семьи — многодетность. Самый большой миф от государства — что многодетность поддерживается. Серьёзная православная манипуляция — что заповедь Божия — это именно, многодетность. Кто не таков — тот ущербный. Надо только начать рожать. Бог поможет. Не помог? Сами виноваты, это по грехам. 

И от первой, и от второй пропаганды пострадало очень много семей!

Даже если отбросить крайности, получается, что общее информационное, а значит, и воспитательное пространство таково, что многодетность — это средство. Или для повышения демографии или для достижения идеала. Сама семья, любовь супругов и дети ценностью не являются. Этот посыл считывается на уровне подсознания, ибо иного посыла, к сожалению, не видно. О детях, как о чуде любви, об уникальности каждого чуда рождения, о том, что это не количественная история и о том, что смысл семьи всегда субъективен, уникален и таинственен — не говорят. 

Работают ли упреки?

Проработав достаточно и в церковной среде и в благотворительности, научившись немного понимать в психологии, я теперь знаю, что упрёки, нравоучения и призывы к ответственности не работают! Я понял, что мотив семьи (почему она появилась и почему она многодетная) в разговорах о неудачах надо выводить за скобки. Не имеет значения почему семья решила рожать — это её выбор — достойный уважения и доверия. Более того, не важно даже то, почему многодетность превратилась в неудачу. Важно другое — то, что происходит «здесь и сейчас». Перед нами семья предстоит именно как «семь я», то есть живые настоящие личности, где большинство не отвечает за поведение родителей. 

Может, моё сравнение многим покажется жёстким, но я позволю предложить следующую аналогию. «Неудачу» в многодетности (ту, где нет денег, заброшенные дети, неработающие родители и т.д.) сравню с зависимостью или бездомностью. Мне знакома тема помощи и зависимым людям, и бездомным, и заключённым. Если у кого-то есть желание помочь им, то первое правило таково: помоги «здесь и сейчас», а потом уже старайся узнать их историю и вместе с ними думать о будущем. 

В церковной среде в одно время был популярен спор о том, что такое алкоголизм — грех или болезнь? Для профессионалов важны оба понятия: и болезнь, как то, что захватило человека, но поддается лечению; и грех, как тема об ответственности. Но! И это очень важно — сначала необходимо оказать помощь и дать возможность прийти в себя, в своё свободное и ответственное состояние! А потом можно начинать долгий процесс по осмыслению причин и поиску решения.

Никому не нужны

Мы почему-то забываем, что слишком часто таким многодетным «неудачникам» нечем себя упрекнуть. Они жили правильно и... оказались у разбитого корыта! Всматриваясь назад в жизнь по шагам, остаётся понимание — вроде всё так. Всё вокруг пичкали той самой идеологией, поддакивали и улыбались. Значит это хорошо! Когда создали семью, родные и близкие радовались и первенцу, и второму. Родные помогали. Хотя бывает и так, что все отвернулись. Сначала было незаметно, но со временем пришло понимание, что много сил уходит именно на детей, особенно когда они пошли в школу. Муж работает. Жена с детьми и по хозяйству. И вот, для кого-то наступает момент, когда денег не хватает, сил тоже, а если что-то случилось (болезнь, например, или мужа уволили), то тут-то многодетные понимают, что они по большому счёту никому кроме горстки родных не нужны! Ни государству с его копеешными подачками, ни церкви с её идеалами, ни даже благотворительности, ибо оказывается, что сами виноваты в своей многодетности. 

Многодетность из радости и лёгкости и полноты очень просто может превратиться в надрыв, одиночество, пустоту, рутину, депрессию. И тогда кругозор родителей схлопывается! Весь мир идёт на семью войной! Даже простая простуда малыша оборачивается проблемой, способной подтопить семейный корабль на несколько месяцев. Все силы уходят не на жизнь, а на выживание, на то, чтоб стоять ровно!

Да, может быть когда-то молодые начали с «ошибки», да, может ими сманипулировали, да, они сглупили или не рассчитали сил, да, положились на Бога и... проиграли. Они когда-то поверили, пошли этим путем, и оказалось, что как и во многих других областях — это их проблема!

Какая позиция мне ближе?

Я бы предложил критикам многодетных подумать и о стариках. Сегодняшних стариках. Ни у кого же не поворачивается язык говорить им: «Что ж, вы строили безбожный коммунизм, мало рожали, плохо воспитывали... некому вам помочь... так вам и надо!». Да, люди могли совершить и совершают ошибки, но именно здесь и именно сейчас мы понимаем, что наши старики, даже те, кто в домах престарелых, достойны понимания, сострадания, и помощи.

А что мы видим в благотворительности и церковном служении? Часто, желая помочь ближним или реализуя свои убеждения, человек оказывается «неудачником». Он помогает другим, служит ближним и Богу, но его карьера, заработок, личное благополучие, здоровье, даже семья или дружба — всё это порой оказывается ниже плинтуса. Ему не зазорно жить на пожертвования, а жертвователям не зазорно ему платить зарплату, хоть и скромную. И такому человеку тоже можно сказать, что он сам это выбрал, пусть терпит, лучше бы шёл в бизнес и т.д. Но, к счастью, так говорят редко. Мы ещё не разучились чувствовать цену добру и милосердию.

То же самое мы видим в Церкви в отношении личной жизни и греха. Люди приходят с идеалами, борются с грехами, мечтают о хорошем. Но со временем приходят к тому, что выигрыша нет и нет. Грехи, в общем, не ушли, сил для «правильной» церковной жизни нет, остаётся только надеяться на Бога, терпеть и в духовном смысле выживать. Сколько людей терпят крах по отношению к идеалам духовности. Христианство бессмысленно, если человек выбрал его не сам, если не несёт ответственности. Но эта ответственность может быть истощена, почти прозрачна, еле теплится. И всё же Бог дает шанс, Он не говорит своим ученикам: «Если вы не держите «планку», то идите вон». Нет. Христос призывает взывать о помощи и призывает помогать!

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах