У многих из них нет и десятой доли «живых» денег по сравнению с той суммой, которой распоряжается бизнесвумен из Липецка
На днях в продажу поступил майский номер русского «Forbes», в котором опубликована очередная «Золотая сотня» богатейших бизнесменов России. Как отмечает журнал, нынешний рейтинг по многим параметрам очень похож на «Золотую сотню – 2004».
Финансовый кризис затронул всех – в списке нет ни одного предпринимателя, чье состояние выросло бы за прошедший год. Меньше всех пострадали те, кто успел продать свой бизнес до кризиса, получив свободные наличные деньги. Так, рейтинг впервые возглавил Михаил Прохоров, а Юрий Борцов (его состояние журнал оценил в $500 млн.), продавший вместе со своим отцом Николаем Борцовым ($600 млн.) ОАО «Лебедянский» впервые стал участником неформального клуба «Forbes 100». Напомним, крупнейший в России завод по разливу соков был продан PepsiCo за рекордные $1,4 млрд в конце августа, в результате чего акционеры получили средства, пропорциональные пакетам акций, которыми они владели (депутату Государственной Думы Николаю Борцову принадлежало 30% акций, Председателю Совета директоров «Лебедянского» Юрию Борцова 25,13%, замгендиректору Ольге Белявцевой 18,40%, зампреду совета директоров Дмитрию Фадееву 2%).
Интересно, что Ольге Белявцевой совсем немного не хватило для попадания в рейтинг «Forbes» (ее состояние оценивается в $330 млн., а последнее место в «Золотой сотне» занял Юрий Шефлер с $400 млн). Зато в списке самых влиятельных российских женщин, составленном не так давно журналом «Финанс», бывший акционер «Лебедянского» на первом месте. От второго места ее «спас» тот факт, что в рейтинге «Финанса» участвовали женщины моложе 40 лет. При этом история Белявцевой уникальная тем, что свои миллионы она заработала, можно сказать, не отрываясь от корней. До недавнего времени вся ее карьера была неразрывно связана с родным городом и родным заводом, на котором она когда-то начала свой трудовой путь. Однако если раньше восхищение вызывали управленческие таланты бизнесвумен, то сейчас всё больше отмечают прозорливость, с которой Белявцева перевела свой пакет акций «Лебедянского» в наличность прямо перед кризисом.
Раннее замужество и рождение ребенка – типичная судьба девушки из провинции. Однако в 21 год Ольга осознала, что перспектива провести жизнь у плиты ее не радует. В 1990 году, практически сразу после рождения первого сына Павла, молодая женщина устроилась упаковщицей в цех консервного завода Минплодоовощхоза СССР. То ли активная работница внушила доверие руководству завода, то ли сыграл свою роль кадровый голод и нехватка молодых и талантливых сотрудников – но уже через несколько недель Ольга сменила работу в цеху на должность ведущего экономиста.
Однако с развалом Советского Союза на Лебедянском консервном заводе начались непростые времена. Не спасло даже наличие суперсовременного оборудования (в том числе линии асептического разлива Тетра-Пак), обошедшегося государству в несколько миллионов долларов. Николай Борцов, с начала 80-х занимавший должность директора консервного завода, после прекращения бюджетного финансирования сумел приватизировать предприятие и занял пост генерального директора нового акционерного общества «Лебедянский». Его сын Юрий Борцов на тот момент также занимался предпринимательской деятельностью - владел собственной торговой фирмой, через которую проводилась значительная часть коммерческих операций семейного бизнеса.
Способности к управлению внезапно проснулись и в Ольге. Она решила попробовать себя в частном бизнесе и учредила компанию с романтическим названием «Ассоль». Дальнейшие события действительно развивались как в сказке: всего за пять лет компания Белявцевой превращается в крупнейшего дистрибьютора продукции «Лебедянского» на юге России и в Черноземье – через «Ассоль» проходит более 30% продаж завода.
Сыграл свою роль в успехе Белявцевой и рост бизнеса самого «Лебедянского». В 1999 году открывается офис в Москве, проводится масштабная маркетинговая работа, результатом которой становится создание таких брендов как «Я», «Тонус», «Фруктовый сад», «Фрутоняня». За 10 лет, с 1998 по 2008 год, оборот «Лебедянского» увеличивается с 18 млн. долл. до 800 млн. долл., а доля рынка – с 4% до 30%. За «Лебедянским» закрепляется репутация семейного бизнеса. Однако неизменно все плоды триумфа компании наравне с семьей Борцовых пожинала и Ольга Белявцева. В 2004 году, перед выходом «Лебедянского» на IPO, в состав компании вливается «Ассоль», в результате чего в 35 лет Белявцева становится одним из основных акционеров сокового гиганта. На ее долю приходится 18,4% акций. Примечательно, что к собственным сотрудникам и топ-менеджменту Борцовы были не так щедры: трудовой коллектив получил в общей сложности не более 1% акций.
Разумеется, от продажи «Лебедянского» американской PepsiCо Белявцева получила свою долю, однако кроме удачной продажи сокового бизнеса, семья Борцовых и Белявцева оставили за собой часть бизнеса: перед сделкой с PepsiCо из «Лебедянского» был выведен завод «Прогресс», производящий детское питание под брендами «Фрутоняня» и «Малышам», а также минеральную воду. По мнению экспертов, сегмент детского питания является одним из самых быстрорастущих, и через несколько лет стоимость «Прогресса» может достичь 500 млн. долл., что значительно увеличит нынешнее состояние Белявцевой.
Помимо «Прогресса» она владеет компанией Beeplast Company, выпускающей пластмассовые комплектующие и гофрокартонную упаковку. Также в собственности у г-жи Белявцевой добротный дом на Рублевке и солидный автопарк состоящий из нескольких Мерседесов, Ferrari, и пр.
Не исключено, что вскоре мы услышим о новых приобретениях г-жи Белявцевой, причем не только недвижимости и автомобилей, но и новых бизнес-активов, ведь в нынешней кризисной ситуации людей, располагающих значительным объемом свободных денежных средств, осталось крайне мало.
Евгений Харитошин