Дальний Восток постепенно оправляется от постигшего его удара стихии. Вместе с этим стихают панические высказывания и огульные обвинения, уступая место взвешенным оценкам специалистов и компетентному анализу причин наводнений последнего времени.
Плотины - спасатели
Для начала поймём, что такое наводнение. Это резкое повышение уровня воды в водоёме, приводящее к затоплению значительных участков суши и наносящее материальный ущерб.
«Ущерб» - это ключевое слово, - считает Михаил Болгов, заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод Института водных проблем РАН, профессор. - Если нет ущерба - нет и наводнения. При этом стоит понимать, что ущерб - это не только человеческие жертвы или разрушение зданий и объектов инфраструктуры. Это ещё и разрушение форм рельефа местности, изменение или потеря экосистем».
Вопреки распространённому мнению о техногенных причинах наводнений, главные причины водных катастроф, как полагают учёные, имеют естественное происхождение. В первую очередь это осадки. Так, весной реки выходят из берегов в результате таяния снега, а к наводнению на Дальнем Востоке привели обильные дожди. Техногенные причины (такие как разрушение плотин) - исключительно редкие случаи возникновения наводнений.
Наоборот, гидротехнические сооружения, по мнению профессора Болгова, защищают людей от возможных ударов стихии. И, как показывает практика, наибольший ущерб наводнения наносят на тех реках, которые не имеют регулирующих водохранилищ, а подчас и каких-либо других защитных сооружений. Однако всему есть предел. В том числе и возможностям водохранилищ.
«В наиболее высокие, экстремальные паводки на первое место выходит задача сохранения самого гидроузла», - объясняет эксперт.
При таких паводках водохранилища рано или поздно полностью заполняются. И тем не менее даже в экстремальных условиях водохранилища смягчают последствия стихии, поскольку достаточно долго сдерживают развитие паводка, сбрасывая воды меньше, чем в них поступает. Так было и в этом году в Приамурье.
Предотвратить без прогноза?
Вопрос, который у всех на устах: можно ли остановить беду - предотвратить наводнения? Ответ учёных оптимизма не внушает:
«Предотвратить наступление наводнения нельзя. Но если есть прогноз, можно минимизировать ущерб. Именно минимизировать, поскольку ущерб в любом случае неизбежен, ведь перенести сельхозугодья из зоны затопления невозможно».
К сожалению, точный прогноз удаётся сделать подчас за считаные часы до удара стихии. Хотя прогресс не стоит на месте. Совершенствуются методы оперативного наблюдения, что позволяет делать более точные прогнозы. Но речь идёт о часах или сутках. Аэрокосмические средства дают возможность оценить динамику наводнения. Но - когда оно уже началось.
Причиной катастрофы в Крымске, по словам эксперта, стало редкое гидрологическое событие - катастрофический дождевой паводок, который относится к быстроразвивающимся. Прогнозировать его в оперативном режиме - задача весьма сложная. Существующая система прогнозирования в экстремальных случаях может лишь «выдавать» штормовые предупреждения, не сопровождая их количественными оценками.
А чтобы спрогнозировать такое наводнение, как было на Дальнем Востоке (вызванное приходящими с океана муссонами), требуется прогноз погоды на месяц. Но Гидрометцентр России даёт прогноз только на шесть дней.
«Конечно, чем более развита сеть гидрометеорологических станций, тем точнее наблюдение. Однако какой бы развитой она ни была, максимум возможного - это точный прогноз на неделю. И такова ситуация во всём мире», - поясняет профессор Болгов.