Примерное время чтения: 6 минут
349

Если завтра потоп: как цепь водохранилищ защищает Поволжье от наводнений

Сюжет Наводнения в России: причины, прогнозы, способы защиты

Но противопаводковую эффективность расположенных в регионе водохранилищ снижает массовая застройка затопляемых территорий и изменение климата. Журналисту АиФ.ru о работе системы водохранилищ Волжского-Камского каскада рассказал Михаил Болгов, заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод Института водных проблем РАН.

Для чего нужны водохранилища, как они работают

На Волге целая цепь водохранилищ, Волжско-Камский каскад ГЭС объединяет 11 гидроэлектростанций. «Водохранилища, которые образуют каскад, призваны накапливать стоки вод весной и перераспределять их в течение остального периода, чтобы обеспечить гарантированную выработку электроэнергии, водоснабжение и судоходство», — рассказывает Михаил Болгов.

ГЭС управляют стоком: уменьшают наводнения и обеспечивают экологически необходимый уровень рек в течение лета, осени и зимы, когда природный сток невелик. Это, в свою очередь, поддерживает надежное водоснабжение, орошение и обводнение территорий.

Справка
В Волжско-Камский каскад входят Иваньковская ГЭС, Угличская ГЭС, Рыбинская ГЭС, Нижегородская ГЭС, Чебоксарская ГЭС, Жигулевская ГЭС, Волжская ГЭС, Саратовская ГЭС, Камская ГЭС, Воткинская ГЭС, Нижнекамская ГЭС.
Каскады водохранилищ создали на реках глубоководные транспортные магистрали — до их сооружения в засушливые годы Волга пересыхала настолько, что в отдельных местах через нее вброд перегоняли скот. Кроме того, водохранилища создают условия для рыбоводства и разведения водоплавающих птиц.

Первую плотину на Волге, так называемый Верхневолжский бейшлот, построили еще в 1843 году, но к планомерному созданию каскада приступили только в 1930-х годах, с постройки Иваньковского водохранилища, которое позволило обеспечить Москву водой и превратить ее в порт пяти морей. Большинство водохранилищ на Волге и Каме появилось в 50-60-х годах XX века, а строительство последней — Чебоксарской ГЭС велось в 1980-х годах и формально не завершено и по сей день.

Водохранилища, входящие в каскад, тесно взаимосвязаны друг с другом. Самые крупные среди них образованы Рыбинской и Куйбышевской ГЭС, они являются главным регуляторами всей реки. Водохранилища других ГЭС меньше, а недостроенное водохранилище Чебоксарской ГЭС вообще не имеет полезной емкости и работает «на транзите», то есть пропускает вниз всю поступающую в него воду.

«Режимы работы ГЭС между собой согласованы, — объясняет Михаил Болгов. — Например, водохранилища, находящиеся выше, сбрасывают ровно столько воды, сколько могут принять станции ниже по течению». Если в водохранилища ниже по течению поступает много воды, ГЭС в верхней части каскада могут уменьшить сбросы и предотвратить наводнение. В то же время, возможности водохранилищ хотя и велики, но не безграничны.

Что мешает эффективной работе водохранилищ?

«При строительстве Волжско-Камского каскада водохранилищ был заложен высокий уровень надежности», — подчеркивает эксперт и добавляет, что подчас природа вносит свои коррективы в регулирование системы водоемов.

Так, водохранилища создавались с учетом климата послевоенных лет. «Сейчас климат изменился, — объясняет эксперт. — Зимы теперь теплые, вода начинает заполнять водохранилища уже до наступления весны. Возникает задача, связанная с пропуском половодья». Самим плотинам при этом ничего не угрожает — они спроектированы таким образом, что выдержат даже такое наводнение, которое происходит один раз в десять тысяч лет. Конечно, при условии контроля за работой сооружений и своевременном проведении ремонтов. В последнее время этому вопросу уделяется большое внимание — на всех станциях каскада активно меняют устаревшие и изношенные турбины, затворы и другое оборудование.

Другой, и даже еще более важной проблемой является неконтролируемая застройка в зонах возможного затопления.

«Когда приходит весеннее половодье, мы должны открывать необходимое количество водосбросных отверстий, а сделать этого не можем, поскольку на берегах реки стоят частные дома, — признается Михаил Болгов. — Водохранилища вынужденно ограничены в возможностях маневра».

Но на берегах водохранилищ тоже построено множество домов, в том числе и в той зоне, которая предназначена для заполнения водохранилищ при прохождении особенно сильных паводков. Возникает замкнутый круг — много воды сбрасывать нельзя, но и задерживать воду в водохранилище можно лишь до определенного предела (причем, это предел оказывается меньше изначально предусмотренного). В итоге, когда наступит действительно сильное наводнение, которое случается один раз в 100 лет и реже, затопления многих сотен домов будут неизбежны.

Долины рек застраивают, даже зная о рисках подтопления, схода оползней, поднятия уровня грунтовых вод. Законодательство, в свою очередь, бессильно против застроек: выселить владельцев из затапливаемой территории нельзя.

«На любой городской местности есть просчитанный план зон, которые затапливаются при прохождении паводка один раз в сто лет. При строительстве каскада для всех крупных городов были просчитаны и разработаны проекты, которые позволяли избежать подтоплений и оползней. На всех генеральных планах населенных пунктов необходимо выделить зону, где вода оказывает серьезное негативное воздействие, — подчеркивает Михаил Бологов. — На этой территории необходимо осуществлять технические мероприятия по снижению рисков наводнений, либо вообще ничего не строить».

За прошедшие 20 лет на землях, которые затапливаются чаще, чем раз в 100 лет, выросли десятки коттеджных поселков. Дачные участки, которые выделялись в зонах периодического затопления с запретом на капитальное строительство, застраиваются жилыми домами. И вся это застройка не сопровождается возведением необходимых по строительным нормам защит — дамб и дренажей. На наше счастье, уже много лет на Волге не было очень сильных наводнений, с которыми не смогли бы справиться водохранилища. Но эта ситуация не может длиться вечно — катастрофические наводнения случаются в среднем раз в 100 лет, и последний раз оно наблюдалось на Волге в 1926 году.

Ограничивают возможности Волжско-Камского каскада по борьбе с наводнениями и другие факторы. Так, уже много лет водохранилища к весне не опорожняются до предусмотренных проектом минимальных отметок — построенные в последние годы водозаборы не рассчитаны на работу при низком уровне воды, кроме того, такой режим работы невыгоден для рыбного хозяйства. Еще одна проблема — работа Чебоксарского и Нижнекамского водохранилищ на временных, непроектных уровнях воды. В результате они не имеют полезной емкости и не могут бороться с паводками, будучи вынуждены сбрасывать вниз столько же воды, сколько в них втекает.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах