В первом чтении законопроект о наблюдателях был принят в декабре 2015 года. В минувший понедельник комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству одобрил поправки, внесенные представителями «Единой России» ко второму чтению. Как рассказал один из авторов поправок, замглавы профильного комитета Дмитрий Вяткин, практически гарантировано, что в думской кампании будет участвовать не менее 14 партий, они «представят своих кандидатов как по спискам, так и по одномандатным округам», поэтому важно упорядочить работу наблюдателей.
Данные о наблюдателях необходимо будет направить в участковую комиссию за три дня до голосования. При этом практика, по словам Вяткина, показывает, что многие партии сталкиваются с недостатком людей для наблюдения, а двоих представителей найти всегда проще, чем пятерых. «Два наблюдателя вполне достаточно», - уверен депутат. В соответствии с поправками наблюдатели от политических партий и кандидатов на выборах, а также члены избирательных комиссий получат дополнительные гарантии – введен исключительно судебный порядок их удаления с участка. «Для того, чтобы удалить правонарушителя, который является наблюдателем, нужно будет получать решение суда», - уточнил Вяткин.
Предлагается расширить перечень документов, с которыми могут знакомиться наблюдатели и назначенные члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса. При этом наблюдателям будет разрешено, уведомив председателя комиссии, фотографировать и снимать видео.
Все эти поправки, как подчеркнул замглавы думского комитета, «направлены на реализацию стратегии, озвученной президентом РФ в послании в прошлом году». «Эта стратегия заключается в том, чтобы обеспечить открытость, прозрачность, честность голосования, повысить уровень доверия наших граждан к выборам», - заявил Вяткин.
Ранее неопределенный статус наблюдателей на выборах зачастую сопровождали конфликты. «Опыт проведения единых дней голосования показывает, что максимальное количество проблем и конфликтов возникает в связи с неопределенностью статуса и количества наблюдателей», - считает заведующий кафедрой общей политологии ВШЭ, профессор Леонид Поляков. Теперь, по мнению политолога, «наводится порядок, четко регламентируется представительство от партий и заранее утверждается список наблюдателей, что снимет существующую напряженность» и впредь не будет возникать «базар на избирательном участке».
В свою очередь руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев обратил внимание на норму, которая предусматривает удаление наблюдателя только по решению суда. Эта поправка важна, считает он. Данное положение обеспечивает защиту наблюдателей, исключает применение черных технологий, аннулирования итогов голосования под выдуманными предлогами. Предполагается, что в день выборов судебными спорами будут заниматься дежурные судьи. «Суды обязаны рассматривать жалобы о нарушении избирательного законодательства и хода голосования незамедлительно, - напомнил эксперт. – А практика прошедших выборов показывает, что в день голосования есть дежурный судья, поэтому они могут оперативно принимать решения».
Таким образом, делают выводы политологи, изменения в законодательстве оптимизируют избирательный процесс и помогут избежать конфликтных ситуаций. К тому же главное – защита прав наблюдателей и качество их работы. По мнению Полякова, партии должны направлять на участки квалифицированных, профессиональных граждан, знающих законодательство, чтобы они смогли проконтролировать весь избирательный процесс.