Бурю негодования в соцсетях вызвали кадры с Кубани, на которых казак бьёт стонущего мужчину нагайкой. Хотя в другом видео сам наказанный назвал порку постановкой, ему поверили не все. Многие сразу вспомнили другие похожие скандалы с казаками — а их было достаточно.
АиФ.ru вспомнил несколько эпизодов и спросил у юриста, на основании каких законов действуют казачьи дружины.
«Найдем и по-настоящему накажем»
Видео из села Юровка под Анапой, напомнившее многим зрителям о средневековых нравах, появилось в одном из Телеграм-каналов. В описании к нему было сказано, что так казаки якобы «занимаются выбиванием долгов» в присутствии своего атамана. Слова о связи «экзекуции» с деньгами звучат и в начале самой записи:
«Я же тебе говорил, куда ты попадёшь, меня обманывать не надо. А потом мы пообщаемся с тобой по деньгам», — произносит мужской голос, пока несколько человек в папахах втаскивают в кадр деревянную скамейку. Этим описание конфликта исчерпывается, но недостаток информации с лихвой «компенсируется» эмоциональностью дальнейшего действа. Мужчине в тёмной одежде велят лечь на скамью, а затем наносят семь ударов по спине казачьей нагайкой.
«В следующий раз чтобы вёл себя прилично», — «напутствует» экзекутор в камуфляже, занося плётку над жертвой. От каждого удара лежащий человек вскрикивает и в какой-то момент даже порывается вскочить от боли, но его останавливает командный голос: «Лежи, за базар надо отвечать. За базаром надо следить».
По окончании порки виновный встаёт с лавочки, и видео обрывается. Простые зрители не усомнились в подлинности этих кадров, которые быстро распространились по социальным сетям. Многие комментаторы осудили такие методы «воспитания». О серьёзном резонансе от сурового творчества казаков свидетельствует быстрое появление продолжения. Через день в Сети распространили «вторую серию», в которой сам же выпоротый человек старательно опровергает подлинность экзекуции на видео, сидя за столом.
«Помнишь, мы ролик снимали, как будто меня братья мои казаки пороли нагайкой? Все мои смотрят, у меня жена так смеётся с этого. Понимаешь, все подумали, что это настоящая казачья порка, как будто я в чём-то там провинился. Скинувшего ролик в Сеть, засланного этого казачка, надо будет найти и реально его по казачьим законам наказать», — говорит мужчина сидящему рядом человеку как будто между прочим, не смотря в камеру. Но затем он, словно забыв о выбранном формате видео, вдруг поворачивает голову и обращается прямо к зрителям.
«Уважаемые пользователи! Вот снимаю специально для вас, всех этих соцсетей. Это была постанова! Никакой там нагайки настоящей не было, вред мне физический никто не причинял, потому что это мои братья, сами всё видите прекрасно. Но больше мне вам сказать нечего».
Культура порки
Второе видео тоже привлекло внимание, но, судя по комментариям, многие люди не поверили словам мужчины. Ситуацию прокомментировал начальник штаба Анапского районного казачьего общества Олег Быков. С его слов, в Юровке якобы снимали документальный фильм о традициях, которые казаки унаследовали от предков. Мол, оттуда и взялась сцена про порку.
«По обычаям так могут высечь казака, но только после решения казачьего суда и за серьезное преступление — оскорбление, кражу или убийство, — заявил журналистам сайта Юга.ру Олег Быков. — В современном обществе с казака берут расписку, что он принимает такое наказание».
Он не назвал сроки выхода готовой картины, сославшись на трудоемкий съёмочный процесс. Хотя при желании показать «культуру порки» казаки Кубани могли обойтись и без постановок. К примеру, достоверную сцену наказания нагайкой можно было снять весной 2012 года. Тогда двое казаков из Белоглинского района Кубани, возвращавшиеся с молитвенного стояния в защиту веры у храма Христа Спасителя, учинили разборки с проводницей поезда. Нетрезвые мужчины с ней то ли ссорились, то ли просто приставали, но главное, что хамы хватали женщину «за грудки». И за это их тоже решили проучить в соответствии с традициями.
Дома на совете с участием атамана и старейшин постановили выпороть нерадивых товарищей нагайкой. По словам казаков, в наши дни эта мера применяется крайне редко и только с согласия самого наказуемого. Один дебошир из поезда отказался такое терпеть, и его исключили из общества, а другой согласился принять несколько ударов, чтобы его не выгоняли. Он сам спустил штаны и лёг на лавку, чтобы общинный судья исполнил приговор. Всё это сделали фактически открыто, что вызвало огромный резонанс. Как признавался тогда «АиФ-Юг» атаман Белоглинского районного казачьего общества Александр Никитин, он «за голову хватался» от звонков журналистов и начальства всех мастей.
Но если бы эти суровые традиции касались только самих казаков. На деле гораздо чаще от них получают посторонние люди. Вот лишь несколько примеров.
В 2015 году казак из частного охранного предприятия в Оренбургской области ударил нагайкой школьника. Он оправдывался тем, что дети игнорировали замечания и могли разрушить ледовый городок на центральной площади города Гай. В итоге тот охранник признал вину и извинился. Весной 2018 года нагайками похлестали участников несогласованной акции в Москве. После этого казачьи организации отчитались, что наказали поркой своих представителей, поддавшихся на провокации и распустивших руки.
А прошлым летом казак-охранник прогонял плетью отдыхающих с пляжа в крымском Форосе, ссылаясь на пропускную систему. Тогда вызвавшего скандал охранника уволили из ЧОПа, а атаман Черноморского казачьего войска Антон Сироткин назвал такое отношение к отдыхающим недопустимым.
Насилие запрещено
История с видео из Юровки подняла в интернет-сообществах те же вопросы, которыми многие задавались давно. Пользователей интересует, по какому праву члены таких сообществ иногда позволяют себе совершать физическое насилие и почему это не всегда влечёт уголовную ответственность? АиФ.ру задал эти вопросы юристу.
«Безусловно, физические наказания являются пережитком прошлого и недопустимы в цивилизованном обществе, — говорит председатель краснодарской коллегии адвокатов „Антонова и партнёры“, адвокат Екатерина Антонова. — И в международном праве, и в конституции России прямо сказано о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Кроме того, независимо от обстоятельств, любое физическое воздействие, имеющее целью причинение боли, незаконно в силу уголовного законодательства Российской Федерации».
По её словам, в нашей стране есть уголовная ответственность не только за причинение вреда здоровью. Статья 116 УК РФ предусматривает наказание за побои или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий для здоровья. А если нанесённые кем-то телесные повреждения привели к даже кратковременному расстройству здоровья, то его действия уже могут быть квалифицированы, например, по статье 115 УК РФ (умышленное причинение лёгкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности).
Пострадавший от рукоприкладства гражданин вправе обратиться с заявлением о преступлении, и виновное лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности. Даже если насилие применяется с воспитательной целью, за него можно схлопотать лишение свободы на срок до 2 лет. Правда, уголовные дела этой категории возбуждаются не иначе, как по заявлению самого потерпевшего. Также у жертвы насилия есть право предъявить гражданский иск о взыскании материального и морального вреда.
Всё это касается и случаев превышения служебных полномочий, связанных с физическим воздействием. К ним можно отнести в том числе незаконные действия казаков-дружинников, наделённых правом помогать полицейским на Кубани, и нарушения сотрудников казачьих ЧОПов. По словам Екатерины Антоновой, даже при несении предусмотренной законом государственной службы казаки не имеют права на дисциплинарные или иные наказания, связанные с физическим насилием. Иными словами, казакам «при исполнении» нельзя бить людей даже в том случае, если те что-то нарушают.