Продавец не имеет права менять цену товара, указанную в объявлении, после оплаты. Исключение — если цена стала некорректной в результате технического сбоя, рассказал aif.ru адвокат Тимур Харди.
Ранее в Сети «завирусилась» история россиянина, который наткнулся на рекламу ноутбуков марки Apple стоимостью чуть более 300 руб. при том, что их рыночная цена — порядка 200 тыс. руб. за штуку. Покупатель перешел по ссылке, оформил заказ на три таких компьютера и заплатил 1,1 тыс. руб. Однако никаких ноутбуков ему в итоге не прислали. Продавец признался, что использовал цену в 300 руб. в рекламных целях. Мужчину это не устроило, и он пошел в суд, где продавца обязали отдать покупателю ноутбуки, за которые тот заплатил.
«Здесь все верно. Мужчина оформил и оплатил заказ, то есть заключил с продавцом договор купли-продажи, — отметил Харди. — И это не его проблема, что продавец поставил низкую цену только ради рекламы и привлечения покупателей. Есть товар, есть цена, есть покупатель и продавец, который обязан передать товар. Однако продавец не выполнил свою часть договора, ссылаясь на то, что у товара другая стоимость, то есть он фактически поменял цену в одностороннем порядке, на что у него нет права».
Дело в том, объяснил эксперт, что в момент оформления заказа происходит фиксация цены, и после заключения договора купли-продажи односторонний отказ от исполнения обязательства и изменение его условий недопустимы, согласно статье 310 ГК РФ. Так что, отметил Харди, эта история создает некоторый прецедент.
«Поэтому в подобной ситуации любой покупатель имеет полное право требовать исполнения договора — то есть получить свой товар по цене, которая была заявлена в момент покупки, — добавил собеседник. — В противном случае можно обратиться с иском в суд».
Однако, заметил Харди, в данном конкретном случае суд встал на сторону покупателя в том числе и потому, что у продавца на сайте не было технической ошибки, цены не были некорректными в результате сбоя.
«Если же имели место технические неполадки, при которых цены стали ниже в сотни или тысячи раз, продавцу, скорее всего, не составит труда это доказать, — отметил эксперт. — А вот покупателя, который требует товар, могут обвинить в злоупотреблении правом».
Если же цена на тот или иной товар кажется завышенной изначально, потребитель имеет право пожаловаться на нее в ФАС.