Сколько заплатят за плохой полёт?
Для многих отпуск начинается с авиаперелёта. О том, как бороться с основными проблемами при авиаперевозках, «АиФ» рассказал Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
Авиакомпании продают билетов больше, чем мест в самолёте. Кто не успел – летит следующим рейсом. Это законно?
К. Тимофеева, Самара
– Нет, овербукинг в России вне закона, хотя многие авиакомпании делают всё, чтобы его признали возможным. Проблема в том, что по закону он никак не наказуем: неустойка за такой «сюрприз» на внутреннем рейсе, например, 25 руб. в час. То есть сутки в аэропорту, потерянная бронь отеля, аренда автомобиля – всё это оценивается в 600 рублей.
Сегодня платный выбор места ввели почти все российские авиакомпании – хотя раньше это было «фишкой» лоукостеров. Это законно?
О. Семёнова, Тверь
– Авиакомпания может вводить дополнительные услуги, но при этом всегда должна оставаться возможность зарегистрироваться бесплатно. Если за доплату предлагают место с большим пространством для ног или готовы пересадить в бизнес-класс – это нормально, но если вам говорят, что регистрация на рейс только за доплату – это нарушение. К сожалению, и такое иногда встречается.
С. Зорин, Москва
– Вы совершенно правы. К сожалению, всё, что делают авиакомпании, они делают согласно Воздушному кодексу, который к ним сверхлоялен. Ратификация конвенции на практике означает то, что в суде вы можете апеллировать к этому документу, и судья может вас услышать.
Удобного и простого механизма заставить авиакомпанию платить большие деньги за задержку рейса или потерянный багаж нет. Сейчас стало проще подавать коллективные иски – для пассажиров самолёта это идеальный вариант, объединиться и в суде требовать компенсации для всех. В таком случае нужен один пакет документов и один адвокат, что проще и дешевле.
Как защитить себя пассажиру чартера?
На вопросы читателей «АиФ» про чартерные рейсы отвечает Елена Михеева, советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).
Правда ли, что чартеры летают на самолётах-развалюхах, которые на регулярные рейсы уже не поставишь?
И. Петрова, Москва
– Мнение о том, что авиакомпании, выполняющие чартерные перевозки, владеют «старым авиапарком», ошибочно. Большинство авиакомпаний выполняют чартерные полёты на тех же воздушных судах, что и регулярные рейсы.
С. Стоянов, Ржев
На то же, на что и пассажиры регулярного рейса*:
– предоставление комнаты матери и ребёнка пассажиру с ребёнком в возрасте до 7 лет;
+ при ожидании более 2 часов:
– 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте;
– прохладительные напитки (как правило, вода);
+ при ожидании более 4 часов:
– горячее питание (и далее каждые 6 часов – в дневное время, и каждые 8 часов – в ночное время);
+ при ожидании более 8 часов (или более 6 часов в ночное время):
– размещение в гостинице.
При этом должен быть оплачен и трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно. Хранение багажа должно быть организовано в аэропорту авиакомпанией.
Ю. Калинина, Мытищи
– В этом случае надо фиксировать факты (время задержки, отсутствие предоставления воды и пищи, взимание платы за это, т. е. всё, что перечислено в Правилах) и подавать на авиакомпанию в суд.
В случае если представителя авиакомпании нет в аэропорту, факты нарушений могут подтвердить пассажиры, им нужно объединяться и подтверждать нарушения. Например, факт задержки может подтвердить аэропорт или ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» по запросу судебных органов.
* Согласно Федеральным авиационным правилам «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённым приказом Минтранса России 8.06.2007 № 82.