Качество товаров и обслуживания в России улучшится. Эксперты aif.ru уверены, что это станет результатом десятикратного увеличения штрафов за навязывание дополнительных услуг и опций. Аналитики прогнозируют увеличение числа исков от обманутых потребителей, а следовательно, и штрафов.
Сохранять скрины, фото и переписку
Со вступлением в силу Федерального закона № 505-ФЗ с 1 декабря в России вводятся штрафы за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо за уклонение от рассмотрения таких требований. Активное документирование ненадлежащего поведения продавца приведет к увеличению частоты исков и штрафов и в итоге — к улучшению качества товаров и обслуживания, считает доктор наук Иван Соловьев.
«Потребителю необходимо, прежде всего, нетерпимо относиться к каждому случаю злоупотребления. Сохранять скриншоты, фотографии и переписки с продавцами, фиксировать дополнительные условия обслуживания и акцентировать внимание контролирующих органов на итоговой разнице в цене. Увеличение штрафов скажется на качестве обслуживания потребителя только в случае заинтересованности самого потребителя», — пояснил Иван Соловьев.
Повышенные штрафы будут стимулировать продавцов соблюдать свои обязанности и должным образом реагировать на претензии потребителей, считает Иван Соловьёв. Он позитивно оценил увеличение суммы наказания для бизнеса.
«Сегодня за неисполнение обязанностей продавца, в части ответа на претензию потребителя, привлекают, например, по статье КоАП 14.15, где штраф для должностного лица от 1 000 до 3 000 рублей, для юрлица от 10 000 до 30 000 рублей. Это, конечно, полное безобразие. Такие размеры штрафов, к сожалению, не являются серьезным стимулом соблюдать законодательство», — пояснил Иван Соловьев.
После вступления закона в силу для должностных лиц штрафы будут составлять от 15 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей. Эксперт отметил, что эти суммы будут весьма существенными для малого бизнеса, а в некоторых случаях — фатальными. «Поэтому организациям придется соблюдать права потребителей, отвечать на жалобы и рассматривать их своевременно, потому что зачастую люди пишут „в пустоту“, не получая ответа. Если, к примеру, у государственных органов есть закон о порядке рассмотрения обращений граждан, который обязывает отвечать в течение 30 дней, то у торговой организации вообще нет ничего, что обязывало бы их своевременно реагировать. Теперь стимулом станут штрафы», — подчеркнул Иван Соловьев.
Вне закона
За навязывание дополнительных товаров, работ или услуг за отдельную плату с 1 декабря предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 4 000 рублей, на юридических лиц — от 20 000 до 40 000 рублей.
«Мы понимаем, что сегодня навязывание дополнительных товаров, работ, услуг происходит повсеместно. Если мы обращаемся за одной услугой, тут же оказывается, что нас пытаются „развести“ ещё на целый ряд, при этом вводят в заблуждение относительно их фактической необходимости, — отметил Иван Соловьев. — Безусловно, это сказывается на цене, когда при оформлении товара накручивается немалая сумма, и люди сами не понимают, как переплачивают в полтора раза и более. Поэтому все нововведения абсолютно обоснованы с точки зрения практики».
Эксперт движения «Народный фронт. Аналитика», адвокат Оксана Старожильцева отметила, что навязывание дополнительных услуг сейчас встречается повсеместно в каждой сфере потребительского рынка, особенно переплаты ощутимы в сфере автомобильного бизнеса. По ее словам, недобросовестные дилеры в заводскую комплектацию устанавливают собственное дополнительное оборудование по завышенным ценам, из-за чего потребитель фактически не имеет возможности отказаться.
«Когда речь идет о значительной переплате потребителем из-за тех товарных свойств, без которых можно обойтись, штрафы просто не могут оставаться ниже экономической целесообразности, когда недобросовестному продавцу достаточно просто отделаться несколькими тысячами, все равно оставаясь в плюсе», — сказала Оксана Старожильцева.
По мнению эксперта, увеличение штрафов не скажется на конечной отпускной цене товаров, поскольку штрафы не участвуют в их ценообразовании. В случае, если отказ от дополнительных свойств товаров повлечет увеличение стоимости их базовой версии, в дело обычно вступают антимонопольные органы.
Ранее сообщалось, что в России снова обсуждается возвращение штрафа за превышение средней скорости, который существовал с 2013 по 2021 год. Штраф за превышение средней скорости могут вернуть в апреле 2024 года. Предполагается, что местом нарушения будет считаться точка установки последней камеры, с помощью которой выявлено превышение скорости.