Примерное время чтения: 6 минут
1349

Негодование и возмещение. Сколько можно отсудить за моральный ущерб

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. Каждый газ одно и то же 15/03/2023
Компания, установившая душевую кабинку в квартире так, что случился потоп, заплатила 25 тыс. руб. моральной компенсации.
Компания, установившая душевую кабинку в квартире так, что случился потоп, заплатила 25 тыс. руб. моральной компенсации. / Андрей Дорофеев / Коллаж АиФ

В 2022 г. российские суды поддержали 85% исков граждан, решивших побороться за то, чтобы компенсировать деньги, здоровье и нервы, потерянные в результате покупки некачественных товаров и получения некачественных услуг. Аif.ru решил изучить, в каких суммах возмещаются потери.

Цена ошибки врача

Самую крупную в РФ компенсацию за моральный ущерб, составившую 15 млн руб., суд установил жительнице Петербурга в 2014 г. При родах врачи покалечили её ребёнка, который впоследствии умер. Но прецедент этот правилом не стал. Выплата жертвам медицины даже в 1 млн руб. по-прежнему редкость. Чаще это 300–400 тыс. и даже компенсации в 4–5 тыс. руб., похожие на издевательство.

«Доказать вред, нанесённый неправильным лечением, очень трудно. Каждый случай уникален и требует независимой экспертизы, которую наз­начают следственные органы или суд, – говорит адвокат Владимир Налимов. – Поэтому, если есть подозрения, что человек умер из-за неграмотности или халатности медперсонала, первое, что нужно сделать, – написать заявление в Следственный комитет и в прокуратуру с просьбой взять под контроль патологоанатомическую экспертизу. Если дойдёт до уголовного дела, оценка дей­ствий врачей будет проведена за госсчёт. Что касается случаев, когда изуродована внешность или подорвано здоровье, доказывать вину медиков приходится самому через суд. Я сам через это прошёл после того, как неудачно лечил зубы. Тяжба со стоматологией длится уже 1,5 года, и до конца далеко. Мед­эспертиза стоила 168 тыс. руб. Суд оценил моральный ущерб и устранение послед­ствий непрофессионального лечения почти в 650 тыс. Но клиника не согласна и готовит апелляцию».

Другое медицинское дело, в котором участвовал Владимир Налимов, потребовало проведения двух экспертиз, стоивших 385 тыс. руб. Иск подала молодая женщина, для которой операция по увеличению груди закончилась нек­розом и ампутацией. В 2019 г. суд обязал клинику перечислить ей 6,5 млн руб. и дополнительно оплачивать лечение от некроза до тех пор, пока оно не закончится. Проигравшие ответчики по­крывают среди прочего и юридические расходы ист­цов. Но как быть тем, кто не может изначально найти день­ги на экс­пертизу и адвоката? Нет ответа.

Упал, очнулся – гипс

Впрочем, здоровье можно потерять и на ровном месте – поскользнувшись на улице или в луже на полу торгового центра, получив сосулькой по голове. Серьёзная травма – основание побороться за то, чтобы получить компенсацию от организации, ответственной за содержание территории.

«Можно добиться возмещения утраченного заработка, можно вернуть деньги, по­траченные на лекарства и лечение (в т. ч. санаторно-курортное), на сиделку, на приобретение специальных транспортных средств, – указывает на права пострадавших адвокат Надежда Швырёва. – Можно поставить вопрос и о компенсации морального вреда». 

Во сколько оценивают моральные потери суды? Вот их решения за последние 10 лет:

● перелом бедра: до 500 тыс. руб., в среднем 250–300 тыс.;

● перелом голени или лодыжки: до 150–200 тыс. руб.;

● перелом руки: до 100 тыс. руб.;

● ушиб или гематома: до 30 тыс. руб.

Конкретная сумма зависит от тяжести последствий травмы и степени виновности в ней самого пострадавшего.

Если автобус не пришёл

Требуя возмещения ущерба, самые принципиальные граждане доходят до Верховного суда. Недавно ВС вынес решение по иску жителя подмосковного Наро-­Фоминска, едва не опоздавшего на поезд из-за изменений в расписании рейсового автобуса. 

Пассажиру пришлось сильно понервничать, добираясь на вокзал на перекладных. За переживания он потребовал взыскать с транспортного предприятия 5 тыс. руб. И высшая судебная инстанция с ним сог­ласилась.

Можно получить компенсацию за продукты, испортившие­ся в холодильнике в результате отключения электричества. Этого добился петербуржец, которого управляющая компания по ошибке лишила света как злостного неплательщика. 

Соседи подтвердили, что еды ему пришлось выкинуть на 10 тыс. руб. А судья взыскал с коммунальщиков 30,5 тыс. руб., из которых выплата за моральный вред составила 7 тыс. руб., ещё 3,5 тыс. – штраф за отказ компенсировать вред добровольно и 20 тыс. руб. – затраты на юридические услуги. 

В 7,5 тыс. руб. морального ущерба и штрафа оценил суд просроченный сырок, масло, кокос и детское питание, которые продал один из московских супермаркетов. Такие иски – вообще судебная рутина. Некоторые целенаправленно ищут просрочку в торговых сетях и ставят требование заплатить за моральный ущерб на поток. 

Умные директора магазинов, знающие, что жалоба в суд и Роспотребнадзор будет стоить им ещё больше, платят по-доброму. А профессиональные борцы за свежие продукты этим живут, ежемесячно получая по 20–30 тыс. руб. Но написание жалоб и судебные тяжбы – тоже немалый труд, съедающий месяцы.

«Наибольшая выплата потре­бителю за моральный ущерб, которую я знаю, – 25 тыс. руб., – рассказывает Надежда Швырёва. – Её выплатила компания, продающая душевые кабинки. Она неправильно установила кабинку, из-за чего оказались залитыми водой две квартиры. Пришлось их ремонтировать, повторно монтировать душ. Эти затраты тоже были компенсированы. И общая выплата, которую истец получил, превысила 300 тыс. руб.». 

Как  подтвердить  ущерб?

В случае травмы:

  • Сделать фото или видео, фиксирующее обстоятель­ства ЧП.
  • Записать фамилии и телефоны свидетелей.
  • Найти записи камер видео­наблюдения.
  • Получить справку о травме на станции скорой помощи или в травмпункте.

При покупке некачественного товара:

  • Составить в 2 экземп­лярах претензию продавцу с требованием вернуть товар (заменить, сделать скидку) и добровольно компенсировать моральный вред.
  • Вручить продавцу претензию, попросив поставить на ней дату получения, должность и фамилию получившего.
  • Вернуть продавцу некачественный товар и зафиксировать на фото или видео момент передачи так, чтобы были видны название, срок годности и недостатки товара.
  • При необходимости подать продавцу письменное заявление о проведении экспертизы качества товара.
  • Подать иск в суд, если через 10 дней претензия не будет полностью удовлетворена.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах