Вся история данного вопроса в России – история неопределенности. На протяжении столетий маятник качался то в одну, то в другую сторону – от полной отмены такой меры наказания до ее активного использования за целый ряд преступлений.
Нет в законе, но есть на практике
Следует отметить со всей определённостью, что сам институт смертной казни не является русским изобретением. Более того, изначально в Древней Руси смертной казни на государственном уровне не существовало.
Из этого не следует, что русичи улаживали конфликты исключительно миром. Однако преступления против личности карались согласно обычаю кровной мести, в который власть первоначально не вмешивалась.
Казнь за разбой, а также за убийство при разбое появилась уже после того, как князь Владимир Святой, он же Красное Солнышко, крестил Русь. И первый русский свод законов – «Русская Правда» – не содержал понятия смертной казни.
Зато «Русская Правда» допускала кровную месть преступнику со стороны родственников жертвы, которую, впрочем, могла заменить «вира» – денежная компенсация.
Также «Русская Правда» допускала убийство вора, пойманного на месте преступления, и холопа, ударившего свободного мужа.
Читайте также: Смертная казнь в России: законодательные тонкости >>
После окончательной отмены сыновьями Ярослава Мудрого института кровной мести, заменённого исключительно денежным штрафом, формально смертная казнь как таковая исчезла из русских законов.
Но здесь однако в силу вступают русские реалии: не имея казни как меры наказания в законах, власти Древней Руси её практиковали. По свидетельству путешественников, посещавших Киев в те времена, казнили виновных за мятеж, измену и преступления против христианской веры.
Квалифицированная казнь от царя Тишайшего
Первым документом, официально устанавливавшим смертную казнь как меру наказания, стала Уставная Двинская грамота 1397 года. Согласно ей, на плаху мог отправиться тот, кто трижды будет пойман на краже.
«Судебник» 1497 года, созданный при Иване III, предусматривал казнь за убийство своего господина, а также иные виды убийства, государственные и религиозные преступления, разбой, клевету и повторную кражу.
Во времена опричнины при царе Иване Грозном смертная казнь становится одним из главных аргументов государственной политики. Головы летят с плеч как разбойников, так и высокопоставленных лиц, попавших в опалу. Причём увеличивается не только количество казнимых, но и количество видов казни – тут и посажение на кол, и повешение, и четвертование, и колесование, и даже варка живьём в кипятке.
Последовавшее затем Смутное Время ещё более ожесточило нравы, а также привело к более широкому использованию смертной казни.
В «Соборном Уложении» 1649 года, принятом уже в пору, когда установилась и укрепилась новая династия Романовых, смертная казнь применялась в 60 случаях.
Мало того, документ, утверждённый Алексей Михайловичем, вошедшим в историю под именем царя Тишайшего, предусматривал разделение казней на простые и квалифицированные. Под простой казнью подразумевалось повешение, а вот квалифицированная грозила всем набором истязаний, вплоть до аутодафе.
Клятва императрицы
Единственным гуманизмом той поры было неприменение смертной казни в отношении беременных женщин – им давали сначала разрешиться от бремени, после чего всё равно тащили на плаху.
Казнили и детей: так, например, был публично повешен Ворёнок – 3-летний сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II.
Наивысшего расцвета институт смертной казни в России достиг при Петре I – согласно Воинскому Уставу 1716 года, смертью карались 122 вида преступлений.
Если говорить о видах казней, то фальшивомонетчикам заливали в горло расплавленный металл, жён за убийство мужей закапывали по шею в землю, оставляя умирать в подобном положении. Смена веры для подданного Российской Империи была чревата сожжением на костре.
Вакханалию казней в России приостановила дочь Петра I – императрица Елизавета Петровна. В ночь переворота, который принёс ей императорскую корону, она поклялась, что не подпишет ни одного смертного приговора. Императрица сдержала своё обещание, хотя формально смертная казнь и пытки были отменены лишь для лиц младше 17 лет.
Тем не менее даже в случаях, когда смертные приговоры выносились, следовало помилование и замена наказания на менее суровое.
Есть, правда, одно «но» – не все приговорённые выдерживали «гуманную» порку кнутом с последующим вырыванием ноздрей и умирали, не успев отблагодарить императрицу за милость.
Однако, несмотря на это, институт смертной казни действительно стал в России исключительной мерой. При Екатерине II наиболее массовым её применением стала казнь руководителей и участников Пугачёвского восстания. А за почти четверть века правления Александра I в стране было казнено 84 человека.
Гуманизм по Чехову
Смертная казнь как норма оставалась во всех сводах законов Российской Империи вплоть до 1917 года, однако шло постепенное смягчение законодательства. Например, после дела декабристов более никто не приговаривался к четвертованию (при этом и приговорённых к данному виду казни декабристов в итоге повесили). Использовались лишь расстрел и повешение.
Уменьшалось и количество преступлений, за которые полагалась смертная казнь. В основном, так карались государственные преступления и преступления, совершённые военнослужащими. Самых жестоких убийц ждала не казнь, а бессрочная каторга.
Надо отметить, что русская каторга той поры была столь ужасна, что знаменитый писатель и драматург Антон Павлович Чехов, во время своего путешествия на Сахалин посетивший каторжников, нашёл, что смертная казнь нравственнее и гуманнее данного наказания.
Формально не считалась смертной казнью и принятая в армии мера наказания «проход через строй», когда приговорённый получал несколько тысяч ударов шпицрутенами, отчего впоследствии умирал в мучениях.
В 1881 году в России была отменена публичная смертная казнь, а общее число ежегодно казнимых колебалось от 10 до 50 человек.
Новый всплеск активного применения смертной казни произошёл во время подавления первой русской революции, премьер-министр России Пётр Столыпин под девизом «Сначала успокоение, потом реформы» развернул целую сеть военно-полевых судов, отправлявших на виселицу не только революционеров, но и лиц, совершивших мелкоуголовные преступления. Это вызвало недовольство в обществе, а за верёвкой для повешения твёрдо закрепилось название «столыпинский галстук». Количество казней в период 1907–1910 годов увеличилось в десятки раз.
Отменить и снова ввести
Открытый Столыпиным процесс возвращения активного применения смертной казни продолжился и после смены строя. Временное Правительство после свержения самодержавия полностью отменило смертную казнь, но всего через пару месяцев вновь ввело её за измену, воинские преступления, убийство и разбой.
Установление Советской власти также началось с полной отмены смертной казни 26 октября 1917 года. Однако реалии начавшейся Гражданской войны привели к тому, что в сентябре 1918 года она была вновь введена для «лиц, которые имели прикосновенность к белогвардейским организациям, заговорам, мятежам». На деле же её применение началось ещё до официального постановления.
После окончания Гражданской войны шло постепенное уменьшение количества как самих статей законодательства, предусматривавших смертную казнь, так и количества случаев её применения.
Но Большой террор 1937–1938 годов не имел аналогов в отечественной истории. Масштабная «чистка» партии и государственного аппарата привела к тому, что с августа 1937 по ноябрь 1938 годов было вынесено 681 692 смертных приговора. Расстрелы в этот период приобрели массовый характер.
Великая Отечественная война вернула к жизни, хотя и в очень ограниченном количестве, публичные казни пособников фашистов, которые осуществлялись через повешение.
Уже в 1947 году была предпринята новая попытка гуманизации законодательства: смертная казнь отменялась в мирное время.
Эта норма просуществовала всего три года: в 1950 году казнь была восстановлена для изменников Родины, шпионов и подрывников-диверсантов. В 1954 году, после смерти Сталина, к этим категориям прибавились лица, совершившие умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
Как ни странно, но в постсталинский период наблюдался неуклонный рост числа статей, за которые предусматривалась смертная казнь. Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года предусматривал 30 таких составов преступления. В 1962 году прибавились взяточничество и изнасилование. Смертная казнь за последнее деяние продержалась недолго – дело в том, что преступники, зная об этой мере, стали убивать своих жертв. Ради сохранения жизни женщин законодательство вновь было пересмотрено.
Она ещё вернётся?
Несмотря на большое количество статей, грозящих смертной казнью, число приговорённых к этой мере неуклонно снижалось – с 2159 в 1962 году до 100 в 1989-м.
Следует также отметить, что количество выносимых приговоров не равнялось количеству казней – многие из осуждённых преступников получали помилование и замену смертного приговора на длительный тюремный срок.
В начале 1990-х годов в новой России столкнулись две взаимоисключающие тенденции: с одной стороны, власти, стремясь к интеграции в европейские структуры, пытались узаконить отмену смертной казни, а с другой стороны, в обществе, шокированном стремительным ростом преступности, росли настроения в пользу её сохранения и, более того, активного применения.
Конституция РФ 1993 года установила, что «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
В 1996 году, в связи со вступлением России в Совет Европы, президент Борис Ельцин, не сумев добиться законодательного запрета смертной казни, ввёл мораторий на её применение, который действует и по сей день.
Несмотря на то, что де-факто в России не казнят преступников почти два десятилетия, а в 2009 году Конституционный Суд принял решение, согласно которому никакие суды в стране более не могут выносить смертные приговоры, исключать возвращения смертной казни нельзя.
Более половины населения России считают использование данной меры наказания необходимым.