Фармкомпании и... политики
Естественно, больше всего прибыли от новой пандемии хлынуло на фармрынок. Услышав про новый грипп, люди побежали в аптеки, чтобы защититься заодно и от всех старых, причём сметать стали как микстуры, порошки и простые витамины, так и специальные вакцины против гриппа.
В результате одна из крупнейших мировых фармкомпаний «Рош» к концу года заработает около 2 миллиардов долларов всего на одном наименовании противогриппозных таблеток. А ведь «Рош» — лишь дистрибьютор препарата, тогда как разработчик — фирма «Галаад» — будет получать отчисления с каждой проданной упаковки. Что интересно, раньше совет директоров «Галаада» возглавлял бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд. Не стоит пояснять, между какими лицами распределены акции этой компании.
Другой фарм-гигант, успевший подсуетиться к началу «гриппного» сезона, — вторая по величине в мире здравоохраниетльная компания «ГлаксоСмитКляйн» (GSK). Она не только разработала альтернативные противовирусные средства для беременных и детей, но и заполучила огромные заказы на поставки марлевых повязок в Европе и Америке.
— Свиной грипп определённо пойдёт нам на пользу, — открыто заявил исполнительный директор GSK Эндрю Уитти. Хотя потом рассудительно добавил: — Но прибыль нам обеспечена только потому, что мы сами потрудились ради этого. Долгое время мы сильно рисковали, инвестируя огромные деньги в исследования, которые никто больше не решался проводить (GSK действительно внесла огромный вклад в разработку противовирусных вакцин. — Прим. авт.), и теперь не собираемся извиняться за то, что компания получит свой заработок.
Аптеки
Не секрет, что продажа товара кормит не столько его производителя, сколько продавца. В России, например, торговые наценки в некоторых аптеках могут достигать и 70, и 150, и даже 200%! В последнее время, правда, аптекарей всё собираются утихомирить: в частности, скоро заработает закон, согласно которому максимальный размер наценки будет установлен государством. Однако, безусловно, полностью своей доли прибыли продавцы не лишатся.
Кстати, как ни странно, наряду с противогриппозными препаратами одним из самых популярных товаров в последнее время стали термометры. По данным The Times, их продажи в среднем выросли в 7 раз, так что даже при уменьшенных наценках аптекари возьмут своё на возросшем спросе. Впрочем, есть у их работы и обратная сторона: продавцы потенциально чаще общаются с больными людьми, а следовательно имеют больший риск заразиться. Хотя это, конечно, касается самих служащих, а не управляющих ими топ-менеджеров.
«Мыльные короли»
Начало XXI века можно условно назвать эпохой стерильности: с каждого угла нам кричат, что мир кишит бактериями, пугают смертельно-опасными грибками, которые выживают в самых экстремальных условиях, и... с радостью предлагают избавиться от этих напастей с помощью антисептических средств. Тут вам и супер-мыло, и очень удобный гель в компактных бутылочках, и даже обеззараживающие салфетки, пригодные для ежедневного использования. За последние два месяца продажи подобных товаров по миру выросли на 16-20%, и тенденция, предрекают эксперты, будет продолжаться. Некоторые сообразительные фирмы уже позаботились о расширении продуктовой линейки специально под предстоящую эпидемию, выпустив «противовирусные» салфетки, маски и даже мази.
Правда, врачи, в свою очередь, такой пропаганде гигиены не очень-то рады. Конечно, мыть руки надо и как можно чаще, однако обилие антибактериальных средств совсем не обязательно. Как правило, с опасностью может справиться обычное мыло, зато регулярные «салфеточные» атаки на вирусы заставляют их мутировать и делают заразу устойчивой к лекарственным средствам. Возможно, уже через 5-10 лет чрезмерная осторожность приведёт человечество к реальной пандемии.
«Горячие линии»
Беременные и дети считаются двумя самыми рисковыми группами во время эпидемий гриппа. Не удивительно, что к началу гриппозных сезонов многие коммерческие клиники открывают «горячие линии» или онлайн-консультации для обеспокоенных родителей или тех, кто готовится ими стать.
Естественно, услуги советчиков далеко не бесплатные. Средняя цена такой консультации в Европе — 80 долларов. Предполагается, что именно столько человек готов заплатить за возможность получить рекомендацию специалиста, при этом не выходя из дома и не подвергая себя лишнему риску заражения. Другая набирающая популярность услуга — онлайн-скрининг, то есть буквально «слежка» за вашим здоровьем по Интернету. Регулярно пациент отправляет врачу сведения о своём самочувствии, температуре тела и т. п., а тот определяет у него риск заражения и советует лекарственные средства.
— Там где есть паника, есть и те, кто захочет на ней нажиться, — заявил в связи с развитием такой индустрии член Национально врачебного комитета Британии Эндрю Грин. — Я бы не стал доверять медицинским рекомендациям того, кто коммерчески заинтересован в вашем страхе перед болезнью.
Безработные экономисты и юристы
Около полутора тысяч человек получили работу в Национальной службе по надзору за эпидемией гриппа США без всяких собеседований и особых навыков. Когда в стране были зарегистрированы первые случаи заболевания, Службе пришлось в срочном порядке организовывать бесплатную «горячую линию» причём количество звонков поступало такое, что сотрудников набирали буквально в считанные минуты. Всё, что требовалось от претендента, — это пройти 6-часовой тренинг. Однако, вопреки ожиданиям, основную массу рабочих мест заняли не студенты и пенсионеры, а высококвалифицированные специалисты, оставшиеся невостребованными во время кризиса. Раньше ни один обладатель диплома по экономике или юриспруденции, конечно, ни за что не согласился бы работать за 8 долларов в час.
Кто на очереди
СМИ. Чего уж греха таить, любая «долгоиграющая» тема приносит журналистам определённый доход. Особенно летом, когда интерес к новостям традиционно убывает.
Экономные туристы. Хотите сгонять в Мексику или Китай? Сейчас самое время: на фоне плохих новостей о распространяющейся там заразе турагентствам придётся сбавлять цены, чтобы хоть как-то привлечь клиентов в эти страны. На самом деле, по данным Росстата, путёвки в страны Азии уже подешевели на несколько процентов.
Водители-частники. Европейские транспортные агентства ожидают оттока пассажиров в общественном транспорте. Метро и автобусы традиционно считаются главными рассадниками всяческих вирусов, поэтому всё больше людей стараются пользоваться другими средствами передвижения.
Птицефабрики. Земля, как известно, слухами полнится. Услышав о новом, свином гриппе, многие решительно выбросили из своего рациона свинину и перешли на другие сорта мяса. В Америке, например, любители гамбургеров начали переключаться на жареные куриные крылышки или котлеты из говядины.
Комментарий эксперта
Александр Саверский, председатель Общественного совета по защите прав пациентов, Президент «Лиги пациентов»:
— Ежегодно в России болеют гриппом несколько миллионов человек, умирают (от осложнений гриппа) не менее двух десятков тысяч. Можно ли сейчас всерьез говорить об эпидемии, когда во всем мире вирусом H1N1 заболели менее 9 тысяч человек и пара сотен (максимум) погибли? Эта тенденция панических настроений становится устойчивой, поскольку паника при «птичьем гриппе» у меня вызывала лишь грустную улыбку — тогда на миллиард китайцев заболело 5 тысяч (по памяти), а паника была мирового масштаба. А кому этого выгодно — очевидно: фармпроизводителям и чиновникам здравоохранения.
Так, совершенно не убедительными выглядят заявления ВОЗ о пятом уровне опасности нынешнего гриппа по шестибалльной шкале. По моим представлениям, перекладывая это на балльную систему оценки землетрясений, при таких баллах болеть должны бы уже пара десятков миллионов человек и сотни тысяч уже должны были бы умереть. Но этого, слава Богу, нет. Зато есть потери доходов мясной промышленности, туризма и т. п. В этой ситуации нужно требовать от ВОЗ пересмотра их оценочных шкал, можно даже было бы предъявить этой организации иски для возмещения тех потерь, которые понесены.