Примерное время чтения: 6 минут
3868

«Пущай полетает». Казнил ли Иван Грозный «русского Икара» за крылья?

Сюжет Наше старое кино
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год.

Фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», снятый по пьесе Михаила Булгакова, давно растащили на цитаты. Сравнивать степень их популярности — дело гиблое. Все мы знаем, что «ключница водку делала» или что «холоп — роль ругательная, попрошу её ко мне не применять». Но есть одна фраза Ивана Грозного, которая заставляет задуматься — могло ли такое быть в реальности? Вот она: «У меня вот тоже один такой был — крылья сделал. Я его на бочку с порохом посадил, пущай полетает!»

Кто из русских дерзнул полететь, «аки птица»?

В городе Александров Владимирской области, том самом, где во времена Ивана Грозного располагалась Александровская слобода, ставшая столицей опричнины, экскурсоводы обязательно расскажут «правдивую историю» о некоем «смерде Никитке, холопе боярского сына Лупатова». Дескать, в 1565 году этот самый холоп сконструировал и построил из дерева и кожи крылья и прыгнул с Распятской церкви-колокольни. Причём было это не просто так, а в присутствии самого царя, который поначалу не просто одобрил идею холопа, но и отпустил на его затею какое-то количество денег. Полёт прошёл удачно, без увечий и трупов. Однако царь по наущению попов вынес следующий приговор: «Человек не птица, крылья не имат... аще же приставит крылья деревянны, противу естества творит. То не Божье дело, а от нечистой силы. За сие дружество с нечистой силой отрубить ему, выдумщику, голову, тело окаянного пса смердящего бросить свиньям на съедение, а выдумку сию, аки диавольской помощью снаряженную, после Божественной Литургии огнем сжечь».

От частого повторения этот рассказ приобрёл статус исторической правды. По мотивам легенды о «Никитке-летуне» было даже написано несколько картин. И если художник Николай Вилков, чья работа «Крылья холопа» находится в музее-заповеднике «Александровская слобода», не очень известен, то этого нельзя сказать, например, о советском классике Александре Дейнеке. А ведь его полотно «Никитка — первый русский летун» хранится в Третьяковской галерее. Там же хранилась работа Ильи Глазунова «Русский Икар» до того, как её переместили в Картинную галерею Глазунова на Волхонке. Всё вместе выглядит очень убедительно.

«Никитка первый русский летун», художник Александр Дейнека
«Никитка — первый русский летун», художник Александр Дейнека.

Другое дело, что легенда эта, равно как и суровый приговор, восходит к рассказу малоизвестного писателя Евгения Опочинина «Бесовский летатель», опубликованному в 1909 году. Кстати, человека, знакомого с историей, формулировка «смерд Никитка, холоп боярского сына» должна сразу насторожить. Дело в том, что смерды были крестьянами, зависящими лично от царя. И обратить их в чьего-то холопа считалось серьёзным преступлением. Если бы Никитка и впрямь так назвал себя Ивану Васильевичу, то Грозный царь первым делом казнил бы боярского сына Лупатова — за невероятную наглость и кражу царёва имущества.

Потеха или всё-таки казнь?

Словом, всю эту историю можно бы смело считать выдумкой беллетриста, которую подхватили, растиражировали и превратили в «исторический факт». Но есть один момент. В том же 1909 году журнал «Природа и люди» публикует статью этнографа Дмитрия Зеленина, где вполне респектабельный учёный утверждает: «На первый полёт у Распятской колокольни Успенского монастыря собралась большая толпа. Ходит легенда, что во двор вышел даже сам Иван Грозный. Высота колокольни — 56 метров. Никита забрался на самый верх и спрыгнул. Вопреки ожиданиям, он не упал камнем, а пролетел более сотни метров и, вылетев за стену, приземлился на противоположном берегу реки Серой».

Подозревать видного этнографа, члена Русского географического общества, активно принимавшего участие в работе учётных архивных комиссий, в сознательной мистификации как-то неловко. Тем более что некоторые сведения о полётах человека на рукотворных крыльях присутствуют в древнерусском литературном памятнике «Моление Даниила Заточника». Правда, там об этом говорится как о рискованных цирковых представлениях скоморохов: «Иные, пав на скакуна, летают по ристалищу, отчаявшись живота, иные летают с церкви или с высоких палат, паволочитые (шёлковые) крылы имея, иные нагими бросаются в огонь, показывая тем самым твёрдость сердец своих...»

Так что вопрос — а был ли «Никитка-летун», — можно считать открытым. Вполне вероятно, что подобные представления и впрямь разыгрывались перед царём и народом, хотя достоверно судить об этом пока нельзя.

А вот о чём можно судить, так это о второй части фразы Ивана Васильевича из комедии Гайдая: «Я его на бочку с порохом посадил, пущай полетает!» Такая казнь действительно имела место. Правда, в тот раз лишился жизни не «летун», а реальный воевода по имени Никита Казаринов Голохвастов. В 1570 году на него пало подозрение в участии в заговоре против царя. Чтобы избежать наказания, Голохвастов постригся в монахи и даже принял схиму — ангельский чин. Однако Иван Грозный всё-таки вытащил его из монастыря. И проявил своё знаменитое чувство чёрного юмора, сказав, что раз уж он ангел, то пора и «на небеси». После чего его действительно посадили на бочку с порохом и взорвали. Имя Голохвастова внесено Иваном Грозным в «Синодик опальных» на вечное поминовение.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах