Однако в истории отношений русского, осетинского и грузинского народов были времена, когда мир поддерживался иными, менее брутальными средствами. Например - совместным распитием пенного напитка. Об этом рассказывает Александр Звягинцев, заместитель Генерального прокурора РФ. Полностью материал можно прочитать в очередном номере журнала «Орден».
- Недавно я познакомился с очень интересным человеком - чрезвычайным и полномочным послом Республики Южная Осетия в РФ Дмитрием Медоевым. Он рассказал мне удивительную семейную историю, имеющую непосредственное отношение к истории СССР, нынешней России и Южной Осетии.
Птичка на лозе
В семье Дмитрия Николаевича хранится уникальная фотография 1939 г. На ней его дед Николай Михайлович Медоев по заданию Юго-Осетинского обкома партии варит пиво к 60-летию Иосифа Сталина.
Семейное предание, о котором в Осетии знают все, гласит, что весной 1939 г. в Москве после очередного пленума ВКП(б) И. Сталин, встречаясь с руководителями среднего звена, спросил одного из руководителей Осетии:
- Скажите, а осетины ещё не разучились варить пиво?
- Никак нет, товарищ Сталин, не разучились! - ответил тот и запомнил странный, как ему показалось, вопрос вождя.
А на самом деле, как я подумал, ничего странного в этом вопросе не было. Ведь с незапамятных времён по всему Северному Кавказу кочевала красивая легенда, повествующая о создании осетинского пива. И её наверняка слышал «вождь всех народов». Она дошла до наших дней благодаря Нартским сказаниям - героическому эпосу осетин: «Опустилась птичка на хмелевую лозу, выклевала из шишечки хмеля три зёрнышка, вспорхнула и полетела в селение доблестных нартов и опустилась там на солод, который сушился на солнце. Клюнула она одно зёрнышко солода, и свалилась пташка на землю. Хочет вспорхнуть, а не может - крылья словно подрезаны. Шатана (героиня эпоса. - Ред.) бережно взяла птичку и положила её на кучу пшеничных зёрен, и - чудо! - сколько пшеницы сверху ни брали, меньше не становилось, а птичка скоро очнулась и улетела. И задумалась Шатана. Смолола она солод, сварила его, процедила варево и положила в него крепкую закваску из хмеля. Зашипело, заискрилось варево и покрылось белой пеной. Пили и дивились нарты такому напитку».
Пиво у нартов считалось напитком особым. Аланы (осетины. - Ред.) верят, что произнесённые с чашей пива молитвы будут непременно услышаны на небесах. До сих пор пиво «алутон», приготовляемое по старинному аланскому рецепту, не утратило у осетин своего обрядового и религиозного значения, а осетины по праву считаются лучшими мастерами пивоваренного дела на Кавказе.
Партийный пивовар
Но вернёмся к товарищу Сталину. Летом 1939 г., когда вся страна готовилась отметить 60-летие своего руководителя, кто-то из руководителей Южной Осетии на заседании бюро обкома, посвящённом в том числе и выбору подарка для Сталина, вспомнил об этом и сказал: «Помните, Иосиф Виссарионович спрашивал в Москве про осетинское пиво… Надо бы товарищу Сталину вместе с подарком отправить ещё и наше пиво. Кто у нас варит лучшее пиво?»
Все единодушно ответили, что лучшее пиво получается у старого большевика Николая Медоева. «Вот ему и дадим партийное задание!» - отрезал секретарь. Так и сделали. Тем более что местные партийцы знали: Николай Медоев был на короткой ноге с близким другом Сталина Камо и, как поговаривали, лично знал самого «вождя всех народов»…
На весь период технологического цикла, вспоминал Дмитрий Николаевич рассказ бабушки, у них в доме поселились сотрудники местного НКВД. Они внимательно следили за процессом, всё фиксировали и делали фотоснимки. Когда пиво было готово, из Тбилиси прилетел аэроплан с большим московским начальником с Лубянской площади. Комиссия в составе местных руководителей и прибывших товарищей на «церемонию» сдачи готового продукта пригласила деда с помощниками и всю его семью. После того как они попробовали сваренное пиво, к дегустации подключились остальные. Последним пробовал продукт сам главный начальник из Москвы. Окончив дегустацию, он наполнил пивом специально привезённые по этому случаю новые опечатанные литровые бутылки, собственноручно закрыл их пробкой и, залив сургучом каждую из них, оттиснул на них свою личную печать.
Говорят, что после этого из Москвы поступила директива: учредить в городе Сталинир (так назывался в те годы Цхинвал) пивзавод.
На фотографии, которая сделана в Сталинире в огороде Николая Медоева, можно видеть 1000-литровый медный клёпаный чан яйцевидной формы, стоящий в специально вырытой яме, на дне которой горит огонь, а вокруг - людей, которые помогают Николаю Медоеву варить пиво.
Многие путешественники, посещавшие Кавказ, считали долгом упомянуть в своих заметках о кавказском напитке и даже сравнивали его с английским портером и ирландским «Гиннессом».