aif.ru counter
3624

«Папа роет фашистам яму». Что писали ученики подпольной школы Бухенвальда

Все материалы сюжета Великая Отечественная война

Школа Бухенвальда работала 8 месяцев.

Рисунок «Дети Бухенвальда». Автор Роман Ефименко, художник-график. Репродукция.
Рисунок «Дети Бухенвальда». Автор Роман Ефименко, художник-график. Репродукция. © / РИА Новости

«Есть понятие «настоящий человек». В нашем музее такому человеку, Николаю Кюнгу, отведено особое место. ведь Он совершил невероятный подвиг: учил истории и географии маленьких узников в Бухенвальде», - рассказала «АиФ» Юлиана Кильдишева,специалист экспозиционно-выставочного отдела Красногорского филиала Музея Победы.

Русский швейцарец

Знал ли Фридрих Кюнг, производитель швейцарских сыров, когда гнал 200 своих коров на двор помещицы Ивановой, о том, что останется в России навсегда?

 - Эта удивительная история началась в селе Софьино Смоленской губернии, - рассказывает Юлиана Кильдишева. - Швейцарец, приехавший к нам на заработки, влюбился в русскую крестьянку Ефросинью. Отказался от своей лютеранской веры, стал православным по имени Фёдор, женился на любимой и начал налаживать в деревне работу сыроварни. В семье родилось 8 детей. Младший, Коленька Кюнг, появился на свет 9 августа 1917 г. Дети с малолетства были привычны к труду, родители научили их грамоте и письму. Особое рвение к знаниям проявлял маленький Коленька. В 9 лет он уже преподавал грамоту крестьянам, собиравшимся к нему на занятия со всех окрестных деревень. В те времена дети часто учили читать и писать взрослых женщин и мужчин: был курс на всеобщую грамотность, а ребятишки в силу возраста быстрее схватывали знания. Кюнг решил, что профессия учителя - это его призвание. Он поступил в Вяземский педагогический техникум, а потом с отличием окончил исторический факультет Ленинградского университета. Устроился на работу учителем истории, женился, стал отцом двоих детей… 

Всё в жизни швейцарца Николая Кюнга шло точно, как часы. Но вмешался рок - пришла война. Николай одним из первых ушёл на фронт, принял страшный бой в Бресте. По его воспоминаниям, солдаты были явно не готовы к войне: в арсенале - только холостые патроны и взрывпакеты. Отбивались тем, что было под рукой. Многие погибли, многие попали в плен, но Кюнгу удалось вывести часть людей из окружения и добраться до своих. 

- Это была невероятная удача, но второй раз Николаю Кюнгу так не повезло. На Украине в ноябре 1941 г. его ранило в ногу, он пытался уйти от фашистов, но, к сожалению, всё-таки попал в плен. Его отправили сначала в Дрезден. Немцы постоянно спрашивали: «Есть здесь кто из Европы?» Дело в том, что европейцев они освобождали и отправляли на родину. Товарищи по несчастью советовали Николаю признаться, что он наполовину швейцарец. В этом случае он мог спокойно отправиться в Швейцарию, которая держала нейтралитет. Но Кюнг посчитал это трусостью и смолчал. В середине 1942 г. учитель оказался в Бельгии, работал в каменноугольной шахте. А летом 1943‑го его отправили в Бухенвальд.

 

Школьникам Красногорска рассказали о подпольной школе Бухенвальда Лекция «Николай Кюнг и подпольная школа Бухенвальда», приуроченная ко Дню учителя, прошла в Красногорском филиале Музея Победы. Занятие провела научный сотрудник филиала Юлианна Кильдишева, сообщает информационный центр ФГБУК «Музей Победы». К лекции присоединились учащиеся образовательных учреждений Красногорска: гимназии № 2 и средней школы № 8. Слушатели узнали о Николае Кюнге – организаторе подпольной школы для детей-узников в Бухенвальде, просуществовавшей около восьми месяцев (с сентября 1944 года до освобождения лагеря). «Уроки проходили тайно. Старшие товарищи просматривали улицу, чтобы в любую минуту предупредить об опасности. Если идет эсэсовец, то учитель прекращал урок, и тут же переключался на детскую игру. Не каждый узник даже знал о существовании школы. Дети занимались вечером после работы и в воскресные дни. Уроки строились, как в обычной школе», – рассказал лектор. После лекции школьники осмотрели экспозицию Красногорского филиала Музея Победы. Здесь представлен комплекс документов и фотографий, лично переданных Николаем Кюнгом, заключается в материале. #МузейПобеды #Красногорскийфилиалмузеяпобеды #округКрасногорск #культураКрасногорья #НиколайКюнг #школыКрасногорска #КВ_новости #КрасногорскоеИА

Публикация от Красногорские вести (@krasnogorskie_vesty)

Надежда и гимнастика

В этом лагере дейст­вовал один из сильнейших подпольных центров. Его руководители, видя, сколько детей содержится в Бухенвальде, решили пойти на риск: начали организовывать для них подпольную школу. 

- Занятия шли в одном из блоков лагеря. Пленные взрослые - русские, немцы, поляки, французы, рискуя жизнью, приносили необходимую канцелярию, листы из блокнотов, тетрадей, какие-то старые карандаши, мелки и даже лакомства и тёплые вещи. Кто-то смастерил учительскую доску, один из умельцев из подручных материалов сделал счёты. Где-то в немецких подсобках нашлись даже учебники на русском языке. 

Конечно, приходилось шифроваться, чтобы о школе не прознали эсэсовцы. Занятия шли по специально разработанным учителями планам. Дети собирались в «школу» по вечерам после работы и в воскресные дни. Уроки проходили как в обычной школе: вопросы - ответы, задания «на дом». Николай Фёдорович преподавал историю и географию. 

Николай Кюнг, 1940 г.
Николай Кюнг, 1940 г. Фото: Public Domain

Дети очень любили Кюнга, ведь он давал им не только знания, он давал им самое главное - надежду на то, что когда-нибудь мы победим фашистов и маленькие узники выйдут на свободу. Вот как вспоминал о тех днях сам Николай Фёдорович в своих мемуарах: «Весь смысл наших занятий был в том, чтобы попытаться отвлечь детей от страха, в котором они жили, помочь им поверить, что не вечно будет длиться каторга. Я обещал: придёт наша победа».

Первые строчки, которые учились писать маленькие заключённые, были не «Мама моет раму», а «Папа бьёт фашистов», «Папа роет фашистам яму». Для многих ребят «папа» становился собирательным образом. Ведь у большинства из них родители либо погибли в перестрелках и бомбёжках, либо были расстреляны. Например, 9-летний Валя Нестеров пытался выбраться из города Николаева вместе со своей мамой, но немцы начали бомбить колонну беженцев, в начавшейся панике мама пропала. Мальчик рассказывал учителю, как ему пришлось жить в воронке от снаряда и есть то, что находил на дорогах. В одну из таких вылазок за едой его и поймали немцы. 12-летний Володя Мациенко вступил в партизанский отряд, но быстро был пойман немецкими солдатами. Паша Каюн, 14 лет, прятался в лесу, чтобы его не угнали на немецкие шахты. Но его поймали и отправили в Бухенвальд.

Скудное питание, тяжелейшие условия жизни подрывали здоровье детей. Чтобы хоть как-то поддержать их дух, каждое утро для учеников школы проводили гимнастику. Ребята с радостью шли на занятие даже с колодками на ногах, в рваных штанах и рубашках. Их не смущал холод на  улице - гимнастика была глотком свежего воздуха, ведь она сильно отличалась от тех издевательских упражнений, которые придумывали для них эсэсовцы. А издевательства фашистов над детьми были страшными. Например, они запрягали малолетних узников в телегу, хлестали кнутом, требуя бежать и петь песни. Кричали им: «Вперёд, поющие лошади!» За провинность могли спустить на ребёнка овчарку в наморднике. Огромная псина валила подростка, катала по земле, заходясь от лая - охранников Бухенвальда это веселило. 

Школа в Бухенвальде просуществовала более полугода. Всё это время фашисты и не догадывались, что под их носом несчастные пленные дети постигали азы науки, самая главная из которых была - как остаться человеком в нечеловеческих условиях.

- О подпольной организации никто ничего не знал. За спинами фашистов узники смогли ещё и изготовить гранаты, пистолеты, винтовки - из труб и деталей, которые выносили с заводов, куда их выгоняли на работу. 11 апреля 1945 г. пленники устроили бунт. Одним из организаторов восстания был учитель Николай Кюнг. В мае 1944 г. Николай Фёдорович получил задание: обеспечивать безопасность советской подпольной организации, находить места для хранения оружия, помогать спасать антифашистов, приговорённых к смерти. Многие дети из подпольной школы тоже входили в состав боевой группы. После восстания и освобождения Николай сначала был направлен на службу в военный округ, затем смог вернуться домой к семье, устроился на работу в школу. Правда, злоключения на этом не закончились. В марте 1949 г. Кюнга пытались обвинить в том, что он сам сдался противнику и стал немецким шпионом. Расследование длилось почти год, всё это время Николай просидел в одиночке. Нашлись люди, которые вступились за Кюнга. В итоге его оправдали. 

«Двадцать пять ударов». Рисунок узника Бухенвальда К. Конечны, 1944 г.
«Двадцать пять ударов». Рисунок узника Бухенвальда К. Конечны, 1944 г. Фото: Public Domain

Когда Николай Фёдорович приезжал к нам в музей, на эту тему он говорить очень не хотел. Но, как я поняла, он ни на кого не затаил злобы за такую «благодарность». Снова стал работать учителем, а затем директором школы № 4 в Щербинке. Дожил до 92 лет, но считал, что стариком не стал, ведь, по его словам, судьба подарила ему счастье работать и общаться с детьми - людьми, полными надежд и верящими в прекрасное светлое будущее. 



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие новые ограничения могут ввести на продажу алкоголя?
  2. Что за вирус Fanta, который крадет деньги у пользователей онлайн-сервисов?
  3. Когда будет третья волна бабьего лета?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ