Государственный гимн — визитная карточка страны. Его звучание на официальных мероприятиях призвано поднимать дух соотечественников, вызывать у них эмоциональный подъем.
«Царя» сменили на «Интернационал»
Гимн СССР своим звучанием у одних вызывал ощущение победы, а у других — неприкрытую ненависть. Последнее, конечно, по большей части относилось к иностранцам. Кому понравится музыка, под которую вас опережают на спортивных аренах, в исследованиях космоса, в науке, да и во многом другом...
Ощущение победы заложено в гимн с момента его рождения — ведь появился он на переломном этапе Великой Отечественной войны.
После того как революция отказалась от «Боже, Царя храни!» со словами Жуковского и музыкой композитора Алексея Львова, в жизнь нашей страны вошел «Интернационал».
Произведение французского поэта-анархиста Эжена Потье и композитора Пьера Дегейтера было сначала гимном РСФСР, Дальневосточной республики, Белорусской и Украинской ССР, а в 1922 году стало гимном Советского Союза. Кроме того, в 1930-х годах «Интернационал» был гимном Китайской Советской Республики. Автор музыки «Интернационала» Пьер Дегейтер в 1928 году удостоился пожизненной пенсии от Совета Народных комиссаров СССР.
Конкурс с внушительным призом
В 1943 году, отталкиваясь от новых реалий, Иосиф Сталин и другие члены советского руководства решили изменить подход. За «Интернационалом» была сохранена роль партийного гимна, а символом СССР должно было стать нечто новое.
Конкурс на создание главной песни страны был объявлен весной 1943 года, когда армию Паулюса уже сокрушили под Сталинградом, но впереди еще предстояла битва на Курской дуге. Однако уверенность в будущем и оптимизм начали подниматься в советском обществе.
Главой правительственной комиссии по созданию гимна был назначен Климент Ворошилов. К участию были допущены все желающие поэты и композиторы, и дело, помимо престижа, было подкреплено еще и финансово — за каждый вариант гимна сразу платили 4000 рублей. Кроме того, манили премия в 100 000 рублей и машина с дачей. Если кто-то не нуждался в даче, то в качестве альтернативы предлагалось прикрепление к продуктовому спецраспределителю — в военный период это была награда повесомее собственной машины.
«Столь жалкое выражение в поэзии»
В ходе конкурса неожиданно выявился сильный перекос: если музыки было представлено 223 варианта от 170 авторов, то текст решились написать всего 19 поэтов.
В итоге выбор пал на творение Сергея Михалкова и Габриэля Урекляна, который более известен под псевдонимом Георгий Эль-Регистан.
Тандем победителей коллеги раскритиковали в пух и прах, разумеется, в неофициальном порядке. Например, знаменитый писатель Михаил Пришвин так отозвался о тексте: «Гимн, сочинённый Михалковым и Эль-Регистаном, произвел тяжёлое впечатление: столь великие дела на фронте нашли столь жалкое выражение в поэзии».
Оппоненты между собой говорили, что все дело в том, что Михалков — любимчик вождя. Написал, дескать, стихотворение «Светлана» в честь дочери Иосифа Виссарионовича, чем купил себя расположение Сталина.
«Ваша музыка звучит очень мелодично»
Несмотря на злые языки, текст был утвержден. А в музыке отбор затянулся. В финал вышли три претендента: вариант Шостаковича — Хачатуряна, вариант Александрова и вариант Туския.
Как и в случае со стихами, проигравшие в конкурсе уж больно нехорошо отзывались об Александре Васильевиче Александрове. Мол, тот шел на всевозможные ухищрения, лишь бы угодить Иосифу Виссарионовичу.
Известно, что решающие прослушивания проходили в Большом театре, и гимны пробовали во всех возможных вариантах.
В итоге выбор был сделан в пользу музыки Александрова. Уже после вынесенного решения Сталин сказал Шостаковичу: «Ваша музыка звучит очень мелодично, но что поделать, гимн Александрова более подходит по своему торжественному звучанию. Это — Гимн могучей страны, в нем отражена мощь государства и вера в нашу победу...»
Действительно, ознакомившись с вариантом Шостаковича, понимаешь, что звучит он куда мелодичнее и одновременно миролюбивее. И вот последнее вряд подходило для того времени.
Товарищ Хрущев недоволен
В декабре 1943 года новый гимн СССР был утвержден, а в ночь на 1 января 1944 года он впервые прозвучал по радио — в редакции для хора и симфонического оркестра Сергея Василенко. Однако высшее руководство страны осталось не в восторге от такой трактовки, поэтому была выполнена вторая редакция оркестровки, автором которой стал Дмитрий Рогаль-Левицкий. В этом варианте гимн впервые включили в ночь с 17 на 18 апреля 1944 года.
Но это было только началом правок. Дело в том, что в первой версии стихов упоминался Иосиф Виссарионович:
«Нас вырастил Сталин — на верность народу / На труд и на подвиги нас вдохновил».
После смерти вождя пришедший к власти Никита Хрущев решил в рамках борьбы с культом личности вычеркнуть предшественника из гимна. А заодно и написать новый гимн, конкурс на создание которого был объявлен в декабре 1955-го.
В поэтический финал прошли Максим Рыльский, Михаил Исаковский и снова Сергей Михалков. Среди претендентов на музыку опять фигурировал Шостакович.
Важный нюанс — конкурс был неофициальный. Никита Сергеевич не был уверен, что эта затея вообще понравится народу. В итоге все кончилось ничем, а в 1959 году начали с нуля.
Работа продолжалась около пяти лет, стал вырисовываться вариант коллектива поэтов, в котором присутствовали Александр Твардовский и Сергей Михалков, с музыкой Георгия Свиридова.
«Косметический ремонт»
Однако тут Никиту Хрущева отправили в отставку, и историю решили забыть. Новое руководство страны во главе с Леонидом Брежневым подошло к делу прагматично — Михалкову попросту предложили переписать все сомнительные места в тексте.
Поэт так и сделал, но официально новый вариант утвердили только в 1977 году, вместе с новой Конституцией СССР.
Так что в течение почти двадцати лет советский гимн чаще всего исполняли без слов.
К моменту распада СССР у Российской Федерации уже был свой гимн — «Патриотическая песня» Глинки. Казалось, история стихов Михалкова и музыки Александрова завершается.
Все новое — это хорошо забытое старое
Но, во-первых, принять конституционный закон о гимне у Бориса Ельцина просто не получалось. Во-вторых, на музыку Глинки крайне сложно написать текст, который удовлетворит всех — все гораздо сложнее, чем с музыкой Александрова.
В 2000 году президент России Владимир Путин предложил вернуться к музыке, проверенной временем, и Государственная Дума 381 голосом поддержала возвращение в официальный статус творения Александрова.
Конкурс на стихи казался делом излишним — ну кто лучше напишет текст на музыку Александрова, как не автор, который делал это уже неоднократно? Сергей Михалков, которому в тот момент было под 90 лет, не подвел — 1 января 2001 года, после новогоднего обращения, гимн зазвучал с новыми словами.
Нынешний период в истории гимна самый спокойный — вот уже более двух десятков лет он звучит без изменений. Правда, нас лишают его на спортивных аренах, но это только подтверждает, что он действительно символизирует ту силу, которая поддерживает нас и звучит назло врагам.