Примерное время чтения: 17 минут
3861

Чебурашка как зеркало национальной идеи. Рецензия на выставку игрушек СССР

Иностранцы назвали бы их русскими покемонами. Более того – один, ушастый и коричневый, действительно стал покемоном в Японии. Там его имя произносят примерно так: «Тэбура-сика».
Иностранцы назвали бы их русскими покемонами. Более того – один, ушастый и коричневый, действительно стал покемоном в Японии. Там его имя произносят примерно так: «Тэбура-сика». / Константин Кудряшов / АиФ

В те дни на Бейкер-стрит ещё жил Шерлок Холмс, а патер Браун ещё не
расследовал преступлений. В те дни мальчикам приходилось каждый день
носить накрахмаленный белый воротничок, а школы по большей части были ещё
противней, чем сейчас. Но зато еда была лучше, а уж про сласти и говорить
нечего, такие они были дешёвые и вкусные.

Клайв Стейплз Льюис, «Хроники Нарнии. Племянник чародея»

Набор юного защитника Родины. Как отмечают психологи, русский мальчик прежде всего солдат. Но не захватчик, а защитник. Поэтому к оружию привыкали с детства
Набор юного защитника Родины. Как отмечают психологи, русский мальчик прежде всего солдат. Но не захватчик, а защитник. Поэтому к оружию привыкали с детства. Фото: АиФ/ Константин Кудряшов

Среди самых продувных торгашей и коммивояжёров разного калибра большой популярностью пользуется циничная, но абсолютно верная «профессиональная мудрость»: «Девяносто процентов всех сделок состоят в том, что ты продаёшь клиенту его самого». Возможно, это покажется ещё более циничным, но то же самое утверждение вполне справедливо и по отношению ко всему, что касается культуры в любых её проявлениях. Будь то кино, литература, живопись, скульптура, музыка  всё равно. Всё равно мы ходим в музеи и кинотеатры не столько за эстетическим идеалом, сколько за эмоциями. А поскольку человек  довольно эгоистичное существо, то самые сильные эмоции вызывает чувство узнавания: «Батюшки, да ведь это же всё про меня! Любимого и единственного!».

Это срабатывает всегда. Другое дело, что попадание бывает разное. Что-то заденет мельком, что-то заставит задуматься. А около иного артефакта зависнешь чуть ли не на час. Потому что попадание стопроцентное. Смотришь на предмет, а видишь себя.

Кошмар и ужас родителей. За такой подарочек на день рождения ребёнка можно было заслужить как минимум косой взгляд, поскольку дикая какофония на ближайшую неделю была гарантирована
Кошмар и ужас родителей. За такой подарочек на день рождения ребёнка можно было заслужить как минимум косой взгляд, поскольку дикая какофония на ближайшую неделю была гарантирована. Фото: АиФ/ Константин Кудряшов

Такие чувства с очень высокой долей вероятности могут нахлынуть на любого посетителя выставки «Советское детство», что идёт в Музее Москвы. Кстати, выставка продлится до середины марта, и это прекрасно. У тех, кто там не был, есть шанс попасть. У тех, кто уже был, есть возможность заново посмотреть на себя.

Дети, взрослые и воображалы

Прав был Оскар Уайльд, когда говорил, что искусство  это зеркало, но отражает оно не мир, а того, кто в него смотрит. В данном случае, правда, это не вполне искусство. Или всё-таки оно? Бог весть. В зале без перегородок собраны и выставлены предметы, которыми было наполнено детство тех, кто так или иначе застал СССР. Не только игрушки. Открытки и значки, авиа и судомодели, пионерская и октябрятская атрибутика, этажерки, шкафы и диваны, плакаты и маскарадные костюмы, шпаргалки и дневники с пятёрками и единицами… Право, непонятно, есть ли смысл описывать всё, что там находится. Гораздо проще прийти и посмотреть. Пока что поверьте на слово  там представлено всё, чтобы увидеть себя. Того самого.

Катер с электромотором. Требовал доводки напильником : обязательно нужно было промазать вал, на который крепился гребной винт, мазутом, иначе внутрь заливалась вода. Впрочем, и это не спасало от затопления слишком крутой волной
Катер с электромотором. Требовал «доводки напильником»: обязательно нужно было промазать вал, на который крепился гребной винт, мазутом, иначе внутрь заливалась вода. Впрочем, и это не спасало от затопления слишком крутой волной. Фото: АиФ/ Константин Кудряшов

Лично я надолго завис перед этажеркой, где были выставлены тома «Детской энциклопедии» хрущёвских времён, что досталась мне по наследству от мамы. С этими большими оранжевыми книгами было очень уютно болеть. Они излучали силу и спокойствие. Безопасность и уверенность в том, что наши победят обязательно. Тем более, что рядом с этажеркой, как бы подтверждая мощь и несокрушимость, выстроились очень характерные солдатики. На коврике. На таком же коврике когда-то очень любил расставлять своих солдатиков и я. То есть, конечно, не я, а маленький толстый мальчик, который очень любил есть и говорить по телефону. Поскольку в пяти метрах от солдатиков потихоньку бухтел чёрно-белый телевизор, где в режиме нон-стоп шла программа «Спокойной ночи, малыши», а немного сбоку стоял жестяной самосвал «ЗИЛ», везущий куда-то жёлтые пластмассовые кубики, маленький толстый мальчик полностью вытеснил почти сорокалетнего мужика, обременённого размышлениями о семье, ипотеке и бивалютной корзине.

 Чугунный ужас для иностранцев . Для советских детей такой танк обычная игрушка. Выдерживала вес пятилетнего оболтуса, а также несколько прямых попаданий кирпичом: так иногда тестировали пригодность танчика к ядерной войне
«Чугунный ужас для иностранцев». Для советских детей такой танк обычная игрушка. Выдерживала вес пятилетнего оболтуса, а также несколько прямых попаданий кирпичом: так иногда тестировали пригодность «танчика» к ядерной войне. Фото: АиФ/ Константин Кудряшов

Это было настоящее чудо. Нет, подобные чудеса происходят с нами сплошь и рядом. Но здесь, рядом с солдатиками и пионерскими галстуками, украшенными надписями вроде «Дружба навсегда, помни наш лагерь, третью смену», оно было по-настоящему осязаемо.

Впрочем, такие чувства, даже самые глубокие, быстро проходят, оставляя странное, хоть и приятное горько-сладкое послевкусие. Надолго зафиксировать эти ощущения невозможно. Однако помощь пришла с совершенно неожиданной стороны.

– Не, ну это ва-а-аще совок,  манерно растягивая слова, произнесла фальшивая блондинка, истинную природу которой выдавали солидно отросшие корни тёмных волос.  Нищета и убожество как есть. Во, такой кошмарный пупс и у меня был… Подумать страшно  ведь у всех, абсолютно у всех игрушки одинаковые! Инкубаторские!

На заднем плане знаменитый Конь Педальный, безусловный хит самодвижущихся аппаратов для аудитории в возрасте до 5 лет. А вот велосипед Школьник уже для ребят постарше. Агрегат неубиваемый, тяжёлый и прочный. Развивает навыки мелкого ремонта бытовой техники
На заднем плане знаменитый «Конь Педальный», безусловный хит самодвижущихся аппаратов для аудитории в возрасте до 5 лет. А вот велосипед «Школьник» уже для ребят постарше. Агрегат неубиваемый, тяжёлый и прочный. Развивает навыки мелкого ремонта бытовой техники. Фото: АиФ/ Константин Кудряшов

И тут меня накрыло всерьёз. Умом я понимал, что это  обыкновенная дура моих примерно лет, которой одновременно хочется Высказать Мнение и Привлечь Внимание. Глаза же мои, затуманенные солдатиками, экскаваторами, неваляшками и катерами с электромоторчиком, видели совершенно другое. Конкретно  вредину и воображалу. Этакую эталонную ябеду с крысиными косичками. И в руке у неё был не вульгарный клатч с лейблом, что криво наклеил пьяный дядюшка Ляо, а краюха хлеба, щедро намазанная сливочным маслом и посыпанная сахарным песком. Почему-то такие вот барышни со скользкими глазками очень любили выходить во двор с пупсом в одной руке и бутербродом в другой. Причём поглощали свою снедь демонстративно, с аппетитом, и никогда ни с кем не делились.

На пионерских галстуках, в отличие от социальных сетей, писали на века. Любовь и Дружба, всё с заглавной буквы
На пионерских галстуках, в отличие от социальных сетей, писали на века. Любовь и Дружба, всё с заглавной буквы. Фото: АиФ/ Константин Кудряшов

Почти сорокалетний мужик, наверное, пожал бы плечами и отошёл. Потому что встревать в громогласные размышления дураков неловко и неприлично. Но в том-то всё и дело, что он был где-то не то далеко, не то глубоко. Зато маленький мальчик Костя, пока ещё не зависящий от общественных условностей, сразу вступился за всё, что ему дорого:

– Да уж, кошмар. Действительно, игрушки у всех были одинаковые… Зато сейчас этот кошмарный совок в прошлом! И  благодать! Лепота! Айпады и айфоны у всех такие разные, такие разные!

Ябеда с крысиными косичками презрительно фыркнула и не удостоила мальчика Костю продолжением беседы. Но, вопреки ожиданиям, обратно в брюзжащую тётку не превратилась, а осталась всё той же недалёкой высокомерной воображалой. Иными словами, всё встало на свои места. Старые игрушки создали атмосферу чуда и обнажили суть вещей. Да ещё и надолго зафиксировали ощущения. Что и требовалось доказать.

Коллекционер Сергей Романов уверяет: «Игрушка  это очень важно». Есть все основания с ним согласиться. Более того  развить его мысль, возможно, в неожиданном направлении.

Игрушки и национальная идея

Да, игрушка  это важно. И прежде всего в том плане, что с помощью, казалось бы, таких несерьёзных штучек, как пластмассовые кубики, Крокодил Гена, Чебурашка, Филя, Хрюша, Степашка, куклы, машинки и велосипед «Школьник», можно сформулировать ни много ни мало, а национальную идею. О которой, между прочим, думают вот уже двадцать лет и ничего более вменяемого, чем «суверенная демократия», придумать не в состоянии.

Каждый персонаж был представителем уникального русского характера. Интеллигент Степашка, крепкий мужик Хрюша, народный философ Филя, светская дама Каркуша
Каждый персонаж был представителем уникального русского характера. Интеллигент Степашка, крепкий мужик Хрюша, народный философ Филя, светская дама Каркуша. Фото: АиФ/ Константин Кудряшов

Тем временем выставки, подобные этой, проходят всё чаще. Становятся более масштабными. Охватывают всё большую аудиторию.

 ЗИЛ с кубиками. Чаще всё-таки в них возили песок для строительства крепостей и замков
«ЗИЛ» с кубиками. Чаще всё-таки в них возили песок для строительства крепостей и замков. Фото: АиФ/ Константин Кудряшов

Есть ли связь между этими двумя явлениями?

Есть. Дело в том, что национальная идея не может развиться на пустом месте. Ей необходим фундамент. Он, в свою очередь, должен обладать привлекательной эстетикой. А также быть знакомым всем гражданам страны. То есть это должно быть нечто очень родное, славное, уютное, и хорошо забытое. Этакая «Старая добрая Англия», только для нас. Иными словами, «Русское викторианство».

Сама формула витает в воздухе довольно давно, примерно лет десять. Но поиски конкретики по какой-то загадочной причине ведутся совсем не там, где надо. «Старую добрую Россию» ищут где угодно. В Киевской Руси. Во временах «добрых царей московских». В могучей и такой величественной Российской Империи Эраста Фандорина. В сталинском СССР, который на равных противостоял всему остальному миру, причём не без надежды на полный и окончательный успех.

В принципе, всё это годится  узнаваемо, вызывает гордость, довольно прочно забыто. Но во всём этом не хватает одной крайне важной детали. Уюта. Безопасности. Спокойствия. Уверенности. Элементарного ощущения того, что вся страна  одна большая семья.

Большое видится на расстоянии. Возможно, именно по этой причине те, кто пытался сформулировать национальную идею, не обращали внимание на сравнительно недавний хрущёвско-брежневский период СССР. А ведь именно он железно отвечает всем требованиям. Возможно, это кое-кому покажется смешным, но страна тогда и впрямь воспринималась как одна большая семья. В некотором смысле даже народ и партия были едины.

Кто сказал, что в СССР не было пазлов? Только назывались они Собери картинку . В данном случае гигиенически и педагогически верную иллюстрацию из стихотворения Мойдодыр
Кто сказал, что в СССР не было пазлов? Только назывались они «Собери картинку». В данном случае гигиенически и педагогически верную иллюстрацию из стихотворения «Мойдодыр». Фото: АиФ/ Константин Кудряшов

В любой семье кто-то «главней». Кто-то принимает решения, кто-то подчиняется. Бывают скандалы из-за недоеденного супа или чрезмерного увлечения конструктором в ущерб урокам. Но рано или поздно всё приходит в норму. Потому что все свои.

Путёвка во взрослую жизнь. Игры и игрушки не заканчивались, но начиналась ещё и школа
Путёвка во взрослую жизнь. Игры и игрушки не заканчивались, но начиналась ещё и школа. Фото: АиФ/ Константин Кудряшов

Атмосфера детства, в которую неминуемо погружаешься на этой и подобных ей выставках, не то что намекает, а прямо-таки кричит: «Вот я, вот оно, это ваше старое-доброе! Лучше и уютнее вам не найти!».

Разумеется, найдутся те, кто скажет, что СССР  империя зла, а инакомыслящих загоняли в ГУЛАГ и мучили в психушках. Что ж, и это верно. Как верно и то, что «Старая добрая Англия» иной раз оборачивалась таким страшным окровавленным оскалом, что и во сне не увидишь. Кто не верит, пусть перечитает хотя бы Диккенса.

Но те же англичане показали, что на этом фундаменте можно выстроить национальную идею, объединяющую таких непохожих людей, как шотландца и индуса.

Тот же шанс даётся и нам. Надо только обратить на него внимание. Тем более что здесь прекрасно совмещается приятное с полезным. В конце концов, даже несколько старых, знакомых и таких родных игрушек могут на время изменить реальность. А некоторые из них уже стали символами своих стран и, значит, в какой-то мере проводниками национальной идеи. Свидетельство тому  рассудительность англичанина Винни Пуха и альтруизм русского Чебурашки.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах