Но есть и неравнодушные к ледовым забавам. Благо удовлетворить свою страсть можно почти везде - катков в столице каждый год заливают всё больше. Но, чтобы испытать настоящее удовольствие, лучше посетить исторические, «накатанные» поколениями москвичей места.
Первый во всём
Теперь его называют «Французским» , хотя единственное, что связывает каток на Петровке со страной сыров и круассанов, - память о короткой, но трагической оккупации Москвы в 1812 г. Дом в торце катка, где сейчас находятся раздевалка и гардероб, в те лихие деньки служил штабом наполеоновскому маршалу Бертье, отчего, наверное, и сохранился в кошмаре московского пожарища. А спустя почти полвека первое в Москве спортивное общество, Императорский речной яхт-клуб, затеяло залить в том месте каток.
Яхтсмены оказались искушены в ледовых забавах - зрители дивились там первым матчам новомодной игры «хоккэй» и первому в России чемпионату по конькобежному спорту. К выбору именно этого катка организаторов побудило отменное качество льда, поскольку в остальном он никуда не годился. Посудите сами: 200 м дорожки с четырьмя поворотами при норме пробега в 3 версты давали 15 кругов и 60 поворотов!
Кстати, чемпионат состоялся в 1889 г., так что для посещения Петровки в юбилейный, 120-й год памятного спортивного праздника есть лишний повод. Впрочем, патриотам Москвы этот повод покажется лишним в буквальном смысле. На первом чемпионате заезжий питерский бегун Александр Паншин разделал московских спортсменов под орех. В оправдание наших можно сказать, что защищавшие честь Первопрестольной были хорошими велосипедистами, но никудышными конькобежцами. А также то, что на следующий же год взяли реванш, и вообще из 23 дореволюционных чемпионатов 21 выиграли москвичи.
«Людочка, сделаем ещё круг!»
«Соседский мальчишка сказал, мол, Лев Евгеньевич на Чистых катается! Ну киндер, шо с его взять! А Маргарита Пална в слёзы!» - пламенную речь Саввы Игнатьича из фильма «Покровские ворота» помнят, наверное, все. Как и фразу, вынесенную в заголовок. Однако всё не так просто - известную сцену с катком и плюхающимся на лёд Хоботовым снимали не на Чистых прудах, а на Патриарших . Так что фанатам этого кино стоит прийти именно сюда. Тем более что этот каток по древности вряд ли уступит тому, что на Петровке. Начали работу они примерно в одно и то же время, во второй половине XIX в. Но на Патриарших делами заправляло Московское конькобежное общество.
Впрочем, «заправляло» - слишком сильно сказано. Так, всего-навсего следили за порядком и чистотой льда, для чего в деревянном балагане, где спортсмены надевали коньки и пили лимонад, вывесили строгий плакат: «Просят гг. посетителей катка без надобности не царапать лёд вензелями и не делать резких остановок, бороздящих поверхность».
Надо полагать, что дочери Льва Толстого, которых «матёрый человечище» приводил сюда на променад, правила не нарушали, тем более что отец следил за ними, облокотясь на перила. А вот сыновья Андрей и Михаил, думается, были не дураки и похулиганить, особенно без догляда матери: «Я корректуры весь день справляла, Андрюша и Миша катались на коньках с своей компанией, человек десять, на Патриарших», - писала мужу Софья Толстая. Для ностальгирующих не по русскому викторианству, а по стальной машине советской империи здешний лёд тоже не должен быть чужим. Вот свидетельство легендарного хоккеиста Николая Старостина: «Зимой на Патриарших был один из лучших в Москве катков... Берия, живший в особняке неподалёку, нет-нет да и приходил на наши хоккейные игры».
Патинаж на Чистых
Сюда приходили все, кто мог позволить себе уплатить за вход гривенник. Столь высокую по меркам конца XIX в. цену за право покататься на Чистых прудах установил делец Гордеев, к слову, владелец также и большинства лодочных прогулочных станций. Слова «тендер» тогда не существовало, но на практике всё было как сейчас - московские власти при приближении зимы выставляли все пруды на аукцион, и Гордеев из года в год выкупал именно Чистые. Впрочем, за качеством льда и отоплением балаганов для переодевания он следил отменно, и спортсменам грех было жаловаться. Ну а то, что на катке играл духовой оркестр, а с наступлением темноты загорались разноцветные фонарики, окончательно примиряло с дороговизной. Кстати, именно Чистопрудный каток пользовался нешуточной популярностью среди мастеров «высшего патинажа», как тогда называли фигуристов. Лучшим тогда был москвич Александр Постников, который каждые выходные срывал на Чистых оглушительные аплодисменты у приходящих посмотреть на его тренировки.