Мурманские поисковики обнаружили тела советских военнопленных — тех, фотографии чьего расстрела из немецких архивов разошлись по всему миру. Знаменитые снимки опубликованы в книгах и альбомах, посвящённых Второй мировой войне. До сегодняшнего дня никто не знал ни места событий, ни имён погибших красноармейцев.
80 км по следам дивизии Вермахта
Подробные, показательные фото расстрела советских солдат пришли в Россию, по мнению историков, «с Норвежской стороны». Их публиковали в своих мемуарах выжившие участники рукопашных боёв возле Мурманска и немецкие историки — например, автор книги «Горные стрелки перед Мурманском» Ганс Рюф.
Этим летом группа российских историков и краеведов реконструировала события 1941 года в Заполярье, повторив маршрут 2-й горнострелковой дивизии Вермахта на реку Титовку. Группа в полном обмундировании времён Великой отечественной войны прошагала 80 километров и в последний день пути оказалась на предполагаемом месте казни советских военнопленных.
«Мы давно изучали сюжет с немецких фото и предполагали, что он разворачивался у нас на севере. Рассчитали примерный район поисков, и в рамках краеведческой экспедиции «Титовский маршрут» попытались установить место гибели бойцов с фотографий», — рассказывает военный историк и краевед из Мурманска Дмитрий Дулич, несколько лет занимавшийся поиском места расстрела.
В последний день экспедиции группа вышла на поляну, окружённую камнями узнаваемой формы. Сверка ландшафта с фотографиями не оставляла сомнений в том, что именно здесь 72 года назад были расстреляны советские бойцы.
«Каково же было наше удивление, когда прямо на поляне расстрела мы нашли сначала каску, а затем останки красноармейца, погибшего здесь в другое время», — пишет на форуме мероприятия один из участников похода. По словам краеведа Дмитрия Дулича, случайно найденный солдат к описываемым событиям отношения не имеет. Очков-велосипедов, которые обнаружены рядом с черепом, нет ни у одного из двух расстрелянных бойцов. Он погиб, вероятно, в более позднее время.
На подмогу краеведам приехали мурманские поисковики Александр Поручиков и Николай Грищенко. Раскопки длились недолго, уже через два дня поисковики нашли останки бойцов, расстрелянных здесь в первые дни войны в 41-м. «Перетрясли землю, перебрали её пальцами — нашлись и солдатские жетоны», — говорит Дулич.
Тот факт, что казнь бойцов зафиксирована на фото и сохранена в архивах, делает находку мурманских поисковиков уникальной. «Действительно, очень редко бывает, что полевая работа соотнесена с архивными документами. Можно считать, что теперь завершён отдельный военный эпизод, история двух человеческих судеб, — считает Дмитрий Дулич. — Вообще, с каждым годом поисковые движения находят всё меньше бойцов. Раньше людей по верхам собирали, сейчас кто-то и старые могилы перекапывает».
Бой местного значения
Географически «место с фотографий» находится в предгорье хребта Муста-Тунтури на высоте «122» — тот же рельеф поляны с мелкой порослью, та же расстановка и форма камней, что на фото 72-летней давности. Время стёрло следы трагедии, но каменистый пейзаж остался неизменным.
Боевое столкновение в горах на высоте «122» в июне 1941-го — одна из любимых местными историками и поисковиками военных историй. Целью Вермахта на Северном фронте был захват незамерзающего порта Мурманск и стратегической железной дороги Мурманск – Ленинград. Из-за ожесточённого сопротивления русских война на севере приняла затяжной характер и продолжалась вплоть до капитуляции Финляндии в 1944 году.
Высота «122» находилась на пути наступления немецких войск на Мурманск. Издалека немцы увидели на хребте движение и отправили разведгруппу для выяснения обстановки. Когда разведчики достигли горного гребня, раздались взрывы ручных гранат и залпы пулемётов. Поняв, что разведгруппа попала в засаду, немцы немедленно атаковали высоту. Завязался тяжёлый рукопашный бой с защитниками Мурманска, среди которых, предположительно, был и солдат Сергей Корольков.
Полевой суд
В шесть утра немцы сломили сопротивление и взяли высоту. Тут и начинается завязка трагического сюжета с расстрелом русских солдат. В книге Ганса Рюфа советские бойцы описаны как варвары и трусы, ведущие бой не по военным законам. Рюф утверждает, что русские безжалостно уничтожили пленных, «добив оставшихся в живых».
Немецких офицеров, по словам Рюфа, «охватило глубокое возмущение». Поддавшись ему, они устроили показательную казнь советским пленным, представив её как акт мщения. Каждый шаг казни тщательно зафиксирован на фото: поимка Королькова и его товарища, допрос, приготовление к расстрелу, тела убитых на камнях. Такой история предстаёт в книге Рюфа.
Участники российского форума коллекционеров «Блокгауз», среди которых есть военные историки, отмечают лукавство немецких авторов. Например, те в своей книге описали расправу русских над немецкими разведчиками, но умолчали о казни немцами пленного Королькова и его товарища. Хотя документально подтверждён как раз второй эпизод. «Авторы рассказывают о рыцарстве, а рыцарям не пристало нарушать законы войны. В общем, блюдут честь дивизии», — шутят участники форума.
Доброволец Корольков
После обнаружения останков солдат мурманские поисковики расшифровали медальон одного из них и начали поиск родственников рядового Сергея Королькова.
Поиск родственников солдата ведёт заведующая архивным отделом администрации Андреапольского района Тверской области Нина Баранник. Она изучает похозяйственные книги, разбираясь с переименованием областей, районов и исчезнувших за прошедшие десятилетия деревень.
В 1946-м году жена Королькова обращалась в комиссариат Сережинского района, разыскивая мужа. В то время она жила у сестры и растила 6-летнюю дочь. В военкомате Екатерине Корольковой ответили, что муж пропал без вести.
Из солдатского медальона и найденных архивов известно, что Корольков родился в 1912 году, жил на территории нынешней Тверской области. Крестьянин, он трудился в колхозе, потом переехал в Кировск — предположительно, был раскулачен. Корольков был беспартийным, имел образование 3 класса. С 1931 года работал разборщиком на руднике и получал зарплату 3 рубля 66 копеек. В 32-м вовремя не вернулся из отпуска, за что был уволен, но вскоре принят вновь — с тех пор ни одной провинности не допустил. В предвоенном 40-м году у Королькова родилась дочь. 23 июня 1941-го он добровольцем ушёл на фронт. А через неделю, защищая Мурманск, был расстрелян на 122-й высоте, или вершине «Круглая». Ещё через 72 года мурманский поисковый отряд обнаружил останки добровольца Королькова, завершив его биографию.
«Ищем его родственников. Это непросто, старожилов не осталось, — рассказывает Нина Баранник. — Прежде всего, постараемся отыскать дочь, если она жива, её детей и внуков. Не думаю, что трагедия военных лет забыта этой семьёй. Скорее всего, её пересказывают детям. Если родственники найдутся, останки бойца Королькова могут быть преданы земле на родине».
После публикации АиФ.ru стало известно, что найдены ближайшие родственники погибшего Королькова – его 73-летняя дочь Нина Крылова и шестеро внуков, которые проживают в деревнях Андреапольского района Тверской области.
Как сообщила АиФ.ru заведующая архивным отделом администрации района Нина Баранник, дочери Королькова сообщили, что ее пропавший без вести отец найден. В семейном альбоме его фото не сохранились. Дочь, не знавшая отца, впервые увидит его на знаменитых фотографиях, сделанных немцами в момент расстрела. Известно, что из двух бойцов на фото Корольков – тот, что в шинели.