О том, каким на самом деле был человек, чьё имя в начале ХХ века приводило в ужас целые области России, рассуждает писатель Михаил Веллер.
Шармёр на русский лад
Котовский в сериале - это бледное подобие реальной личности. Первые десятилетия XX века в России вообще необыкновенно богаты на фигуры фантастические. И Котовский, безусловно, одна из самых ярких.
Он был русский по матери и поляк по отцовской линии, из старинных польских дворян. Деда Котовского репрессировали за участие в польском национально-освободительном движении, из-за чего отец вынужден был перейти в мещанское сословие и обеспечивать себя, работая механиком. Григорий рано осиротел - мать умерла, когда ему было 2 года, воспитывать мальчика помогала его крёстная мать. Возможно, именно поэтому Котовский всю жизнь тянулся к теплу и семье - тому, чего оказался лишён.
Его преступная специальность, как иногда это формулировали в те годы, называлась «шармёр» (от французского «шарм»). Это человек, обладающий необыкновенным обаянием, который легко входит в доверие, подчиняет собеседника своей воле и делает с ним что хочет. Он был действительно силач, несравненно более сильный человек, нежели это показано в кино. И очень красив - дамам нравился невероятно. Голову он с 18 лет не брил (как показано в сериале) - лысеть начал на каторге. Бриться наголо стал уже в Гражданскую войну, в эпоху сыпняка и новой идеологии, когда это вошло в моду. Да и разбойничий размах его был гораздо больше той шайки мелких грабителей из четырёх человек, что сопровождает его на протяжении восьми серий.
Человек Котовский был широкий, поэтому и действовал с размахом. Первого помещика убил, когда ему не было ещё и 20. Сжёг его имение дотла. После чего сколотил банду из полутора десятков лихих ребят. Отсиживался по лесам, грабил встречных и поперечных. При этом обожал широкие жесты - подарить крестьянину корову, к примеру, или отсыпать много денег. Галантно сообщить помещику, которого грабил, что он - тот самый Котовский. Начитавшийся в детстве французских романов, он вырос артистической натурой. Хотел, чтобы было красиво всегда - касалось ли это женщин или грабежей. Любил, когда его сравнивали с Карлом Моором, героем «Разбойников» Шиллера, или с Робин Гудом.
Бедноту не трогать!
Авторы сценария всячески подчёркивают, что Котовский чурался крови и не хотел связываться с эсерами, потому как насилие для него было неприемлемо. Это всё совершеннейшие глупости. Крови на нём было много. Первый раз Котовского посадили в тюрьму в 17 лет - как раз-таки за участие в эсеровском кружке. По убеждениям он был анархо-коммунистом. Сейчас мало кто помнит, что анархо-коммунисты составляли главную движущую силу революционного переворота лета - осени 1917 года. Идеология анархо-коммунизма - идеология грабежей, экспроприаций, совершенной вольницы - утверждала: личность должна быть свободной. Эта свобода в ту эпоху понравилась очень многим крутым и весёлым ребятам.
Надо заметить, что советская власть умела использовать людей самых разных убеждений. Большевики приветствовали всё и всех, кто мог бы способствовать их продвижению хоть на миллиметр к главной цели - мировой революции и установлению всемирного государства диктатуры пролетариата. Поэтому на службу привлекались все желающие - вплоть до уголовников и благородных разбойников. Вот только разбойникам этим даже в голову не приходило, что люди, которые в те годы сидели в Кремле, циничны настолько, что заранее обрекли их на смерть - как только они сделают нужную Советам грязную работу.
Естественно, что пути Котовского и Советов пересеклись. Летом 1917-го Котовский, освобождённый революцией из тюрьмы, отправился на румынский фронт, где стал предводителем полувольного отряда. Человек он, повторяю, был лихой, здоровый, прекрасный наездник, отличный стрелок, быстро научился владеть клинком. Он вошёл в смычку с октябрьским переворотом, потому что на том этапе коммунистам, анархо-коммунистам и большевикам всех мастей было по пути. Красные командиры использовали Котовского для того, чтобы уничтожить отряд Мишки Япончика, который в Одессе тоже когда-то сотрудничал с большевиками. Потом Григорий Иванович принимал участие в подавлении Тамбовского восстания и лично застрелил одного из его лидеров кузнеца Матюхина.
Советы его ценили, а простые люди встречали по-разному. В Гражданскую войну грабежами и погромами в разной мере занимались все - и красные, и белые, и анархисты, и махновцы. Поэтому мирное население боялось и ненавидело любые вооружённые силы! Бороться с этой партизанщиной было практически невозможно. Хотя котовцы (а бойцы его бригады, затем дивизии, затем 2-го конного корпуса с гордостью называли себя именно так) считали, что отличаются от остальных в лучшую сторону: если будённовцы грабят каждый на свой карман, то котовцы никогда не забывают «общую кассу»! По воспоминаниям, Котовский запрещал своим парням грабить крестьян, мастеровых, местечковую еврейскую и другую бедноту. А вот почистить буржуев - это было святое! Поэтому бедное крестьянство к нему относилось прекрасно - в тех случаях, когда не подвергалось грабежам.
Но окончилось всё печально. В 1925 году Фрунзе назначили наркомом обороны, и он сделал Котовского своим заместителем. Вскоре после этого Котовский был убит, а через 2 месяца не стало и самого Фрунзе. Архивы по делу Котовского засекречены ФСБ до сих пор. Что говорит в пользу версии о том, что его смерть укладывается в рамки общей кампании по чистке командных кадров Красной армии. Товарищ Сталин тогда везде расставлял своих людей, убирая тех, кто оказывался слишком смел и независим. А Котовский, жадный до жизни, был именно таким.