Мироновы плюс Менакер
У этого «семейного» музея-квартиры артистов Марии Владимировны Мироновой, её супруга Александра Семёновича Менакера и их сына Андрея 13 ноября тоже юбилей - 10 лет со дня открытия. В 1971 г. в трёхкомнатной квартире по М. Власьевскому пер., д. 7, поселился известный на всю страну ещё с 1930-х гг. супружеский «дуэт», он назывался «Театр двух актёров» - Мироновой и Менакера. Андрей, кумир 1970-х, бывал здесь очень часто.
Мария Владимировна не любила слово «квартира» - предпочитала «дом». «Жильё отличное, о лучшем и мечтать нельзя», - радовалась хозяйка, превратившая обычную, особенно в сравнении с нынешними хоромами бесчисленных звёзд, небольшую «трёшку» с потолками 2,5 м в Дом. Здесь порой собиралось до 80 человек - в гостиной с роялем начала прошлого века (подарок И. Дунаевского), с буфетом из красного дерева века позапрошлого (из дома детства Марии Владимировны - держась за него, учился ходить маленький Андрей), с круглым столом петровских времён под люстрой из Эрмитажа (её в 1920-е гг. купил дед Андрея, С. И. Менакер). А в коридоре за стеклом - костюм Фигаро, в нём Андрей недоиграл свой последний спектакль...
«Музей моих мальчиков» - так называла Мария Владимировна кабинет мужа после смерти сына (А. С. Менакер ушёл из жизни в 1982 г.). Она пережила его на 15 лет, дожив до 86. Комната, её спальня со множеством икон, - за стеклом, единственная, куда не пускают.
Квартиру с «красной кухней» украшают разнообразные коллекции: советский «агитационный» фарфор, разделочные доски, фарфоровые и терракотовые коты, уникальные часы и светильники: хозяйка была талантливым дизайнером!
Квартира для Зиночки
В 1928 г. великий театральный режиссёр Всеволод Эмильевич Мейерхольд стал… «пайщиком», вступив в жилищный кооператив «для работников искусств» в строящемся четырёхэтажном доме № 12 в Брюсовом переулке. Ему и жене, актрисе Зинаиде Райх, а также двум её детям от первого брака с Сергеем Есениным, усыновлённым Мейерхольдом, полагались две маленькие квартиры. Из них сделали одну большую трёхкомнатную. Сейчас здесь музей, созданный после долгих мытарств и расселений жильцов в 90-х гг. внучкой режиссёра М. А. Валентей.
Квартира, украшенная для Зиночки, которую Мейерхольд обожал, получилась светлая и просторная, с кабинетом-спальней, детской и знаменитой «жёлтой комнатой», разделённой пополам аркой и отделанной багетом так, что все простенки оказались окаймлёнными «рамами». Здесь, в гостиной, Мейерхольда изобразил Пётр Кончаловский на известном портрете: в 1928-м ему 54 года, он в зените славы. Но ему не простили злополучного посвящения одного из спектаклей Льву Троцкому: в 1938-м его театр закрыли, а Мейерхольда расстреляли 2 февраля 1940-го. Погибая на Лубянке, он не знал самого страшного - июльской ночью 1939 г. его обожаемая Зиночка была зверски зарезана несколькими ударами ножом в грудь сотрудниками НКВД в той самой квартире. По приставленной лестнице двое взобрались на балкон - дверь была незаперта.
Зато по негласной договорённости её теперь всегда запирают на замок.
Сорок лет на Тверском
С 1889 по 1928 г. в красивом особняке на Тверском бульваре, д. 11, жила великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова. Над фасадом - вензель «Ш»: особняк купил её супруг - известный адвокат, дворянин, землевладелец, богач, красавец Николай Петрович Шубинский. С 1970 г. здесь музей-квартира, а с 1986-го - дом-музей. Само здание построено в 1773 г. в пожаре 1812-го оно уцелело! Не пощадила его лишь послереволюционная разруха: в доме и флигеле вплоть до 1980-х гг. были коммуналки.
Сегодня залы с зеркалами, высоченными потолками - царство великой Ермоловой, первой «народной артистки республики», королевы Малого театра. Дед её был крепостным скрипачом князя М. П. Волконского, отец - суфлёром в Малом театре.
В ермоловском «дворце» много воздуха, простора, а сквозь окна с сиреневатыми (вероятно, по желанию хозяйки) стёклами виден Тверской бульвар. Мария Николаевна однажды даже вышла на балкон поприветствовать восхищённых поклонников и поклонниц, хотя была человеком скромным и даже застенчивым. К ней можно было запросто прийти в дом и записаться на спектакль. Теперь здесь проходят театральные вечера, играют спектакли, под Новый год устраивают чудесные ёлки. Дом, разумеется, нуждается в ремонте, но в нём не угасает жизнь.
Марина МУРЗИНА