Примерное время чтения: 6 минут
68849

Три полезные буквы. Какие новшества ждут обладателей полиса ОМС

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Было время — и цены снижали 27/02/2019
Хорошая страховая компания обеспечит помощь в полном объёме и вовремя.
Хорошая страховая компания обеспечит помощь в полном объёме и вовремя. / Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Неэффективные организации покинут рынок. Как отразятся эти изменения на пациентах?

Кого попросят на выход

В принципе можно было бы и самим пациентам проголосовать ногами — выбрать те компании, которые действительно помогают в получении медпомощи. Как автомобилисты выбирают их для оформления полисов ОСАГО. Но в медицине такая практика до сих пор не была распространена. Редко кто идёт менять полис, если это не связано со сменой места жительства. Государство решило помочь и выявить неэффективные само.

«Страховые компании, которые не в состоянии информировать пациентов об их правах и защищать их, должны уйти с рынка», — заявила председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Стадченко. По её словам, если раньше страховые компании контролировали объём и качество уже оказанной медпомощи, то сейчас они должны сопровождать пациента в самом процессе оказания, защищать его и урегулировать споры до суда.

Пациентам надо активнее пользоваться правом выбора страховой компании. Сделать это можно один раз в год до 1 ноября. «Выбирать компанию нужно из тех, что работают в вашем субъекте РФ и указаны на сайте территориального фонда ОМС, — советует вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. — Хорошая страховая компания сегодня работает практически как экстренные службы — со своим кол-центром и многоканальным круглосуточным телефоном для связи с пациентами. Иногда такой аппарат для прямой связи размещается непосредственно в поликлиниках. Можно позвонить, задать простой вопрос, чтобы понять, как долго приходится ждать ответа оператора, как он общается. Сейчас страховщики обязаны активно информировать граждан, разрабатывать информационные ресурсы и т. д. — всё это требует расходов. С этим крупные игроки на рынке справляются лучше».

Хотя обязанности защищать пациентов были у страховых компаний всегда, по сей день мало кто знает, что, если возникают проблемы с записью к врачу, получением консультации узкого специалиста, плановой госпитализацией, направлением на обследование, нужно в первую очередь позвонить по номеру, указанному на страховом полисе.

Страховщик — как прокурор?

«Как только прозвучала фраза: „Данную услугу мы вам предлагаем сделать за деньги“, — это прямой повод обращения в страховую компанию, — объясняет Д. Кузнецов. — Поинтересоваться у вымогателей: „Как вы полагаете, а страховая компания мне не поможет в данной ситуации?“ — всё равно что сообщить о намерении позвонить в прокуратуру. Просто обращение к страховщику — более мирный способ решить вопрос. Если вам говорят, что МРТ надо ждать два месяца, конечно, это ложь. Плановая помощь должна оказываться в течение месяца. Если назначена операция по квоте, а вам предлагают протезы и прочее приобрести за свои деньги, задавайте вопрос страховой компании. В настоящее время получение лекарств при лечении в поликлинике находится за пределами системы ОМС. А вот обеспечение лекарствами в стационаре — область контроля страховщика, они включены в лечение».

Что делать, если компанию, которая выдала полис, лишат лицензии и финансирования? «Гражданину это ничем не грозит, — сообщил Д. Кузнецов. — Законом предусмотрен механизм перераспределения застрахованных на территории субъекта решением территориального фонда. Человек без помощи не останется, придётся только переоформить полис».

Нужно уходить от пассивности, считает эксперт: мол, чего мы хотим, это бесплатная поликлиника. «Мы привыкли отстаивать свои права в магазине. У гражданина есть права и в системе ОМС. Если он полагает, что они ущемляются, не надо устраивать истерику, пытаясь разжалобить или напугать обидчика. Обратитесь к тому, кто должен эти права защищать. Если жалоба обоснованна, страховщик отреагирует! В случае серьёзного конфликта с медучреждением поможет подготовить документы в суд. Причём будет защищать права пациента бесплатно в отличие от юристов со стороны».

Важно знать!

Предложения получить выплату за «неиспользованные средства по полису ОМС» — мошенничество.

Человеку предлагают на сайте заполнить форму, чтобы узнать сумму, которую якобы можно вернуть, т. к. он не обращался в поликлинику. На экране высвечивается внушительная сумма. Чтобы получить эти деньги, предлагается сперва оплатить «оргвзнос» — до нескольких тысяч рублей. Человек платит, и деньги уходят к мошенникам. Помните: страховые взносы на ОМС накапливаются не на личном счёте человека (такого счёта не существует), а аккумулируются в Федеральном фонде ОМС.

По информации Всероссийского союза страховщиков

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах