Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ:
Санитарная авиация в СССР была хорошо развита, но в 90-е перестала существовать как система. В 2017 г. запущен масштабный приоритетный проект по возрождению и развитию санитарной авиации. Сегодня в 49 регионах страны специализированные вертолёты работают для медицинской эвакуации пациентов, а к концу 2021 г. система будет функ-ционировать по всей стране. Санавиация незаменима и вылетает к самым тяжёлым пациентам, когда населённый пункт удалён от крупных медицинских центров, нет дорог, по которым может проехать автомобиль скорой, а также к пострадавшим в ДТП и больным в крупных городах, загруженных пробками. Возможность быстро прийти на помощь заболевшему и доставить в специализированный стационар – основной приоритет Минздрава в организации работы скорой помощи.
В 2018 г. на санавиацию из бюджета было выделено 3,2 млрд рублей, что позволило эвакуировать 9235 пациентов, в 2019-м выделено уже 4,6 млрд. На 2020 г. запланировано строительство 85 вертолётных площадок. Авиакомпаниями заключены контракты на поставку 150 медицинских вертолётов до конца 2021 г.
Для работы используются «Ансат» и Ми-8, которые выпускают в Казани и Улан-Удэ. Вертолёты оснащены новейшим оборудованием, чтобы врачи могли оказывать помощь в полёте и эвакуировать пациентов даже на искусственной вентиляции лёгких.
Решение о вылете принимает старший врач станции скорой помощи или отделения санитарной авиации. Эффективно использовать авиационную технику позволяет единая дежурно-диспетчерская служба скорой помощи, которая способна отслеживать работу врачебных и фельдшерских бригад с использованием технологий ГЛОНАСС. Внедрение таких систем планируется завершить до конца 2021 г.
Новые технологии в работе скорой помощи, санитарная авиация и обновление парка санитарных автомобилей призваны сделать медицинскую помощь ещё более доступной для каждого гражданина нашей страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции