Примерное время чтения: 4 минуты
220

Научиться понимать эмоции. Специалисты рассказали о мифах об аутизме

Africa Studio / Shutterstock.com

О людях с расстройствами аутистического спектра существует множество мифов, не подтвержденных экспертами. Специалисты в области организации обучения детей с аутизмом рассказали о том, как и чему можно научить пациентов с этим заболеванием.

Современная система образования уделяет особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, помогая им социализироваться. Как показывают исследования, большинство людей с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности с распознаванием эмоций, пониманием желаний и чувств других. 

О том, чему и как учить детей с аутизмом, и о самых распространенных ошибках рассказали специалисты в области организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра Наталья Малетина и Анастасия Козорез.

Люди с аутизмом обладают какими-либо сверхспособностями

Это самый распространенный миф. На самом деле все люди с аутизмом разные: некоторые из них достаточно хорошо могут запоминать большие объемы информации, другие начинают читать намного раньше сверстников, третьи создают необычные произведения искусства. Но исследований, подтверждающих большую частоту встречаемости высокоодаренных людей среди людей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с другими группами, до сих пор нет. При этом у таких людей достаточно много трудностей в социализации и коммуникации, многие с трудом учатся и далеко не всегда могут быть самостоятельными.

Расстройства аутистического спектра чаще встречаются среди мальчиков

Это еще один популярный миф. Статистика начала 2000-х годов говорила в пользу этого мифа, но современные методы диагностики и последние исследования больше поднимают вопрос о сложности диагностики расстройств у девочек в силу стертости симптоматики. Девочки социально ориентированы в большей степени, и именно поэтому увидеть сложности с социальной коммуникацией у них не всегда возможно.

Дети с аутизмом не могут обучаться в обычных школах

Расстройства аутистического спектра — это целый спектр различных расстройств. Дети с незначительными особенностями развития достаточно хорошо адаптируются в школе. Существующие на данный момент программы раннего вмешательства настолько хорошо работают над развитием детей с расстройствами аутистического спектра, что дают им возможность если не полностью адаптироваться в обычном классе, то хотя бы посещать ресурсные классы. 

Аутизм лечится при помощи некоего лекарства

Этот миф невозможно никак обойти вниманием. На данный момент лекарства, излечивающего расстройства аутистического спектра, не существует. Для коррекционно-развивающей работы используется множество программ, доказавших свою эффективность. Важно понимать, что эти программы нацелены на развитие, а не на излечение.

Аутизм возникает от неправильного воспитания

Этот миф постепенно теряет свою популярность. Расстройства аутистического спектра не имеют в своей основе нарушения семейного воспитания, избалованность и так далее. Точные причины данных расстройств до сих пор не исследованы, но они не относятся к области педагогики, в том числе и семейной.

Считается, что эмоциональный интеллект играет решающую роль в достижении счастья и успеха. И многие из нас сталкиваются с тем, что в современном мире все труднее налаживать связь как с самим собой, так и с другими. Как и чему в таком случае учить детей с расстройствами аутистического спектра? 

Ребенка с таким расстройством действительно важно обучать распознаванию эмоций по мимике человека, учить связывать эмоции и ситуацию, формировать представление о другом человеке, у которого есть собственные мнения, убеждения, чувства и желания. Возможно, это не станет окончательно присвоенным, автоматизированным навыком у человека с расстройством аутистического спектра, но в любом случае сыграет положительную роль в социальном взаимодействии.

Чтобы справиться с этой задачей, в рамках проекта «Ресурсная школа» специалисты из 73 образовательных учреждений проводят с детьми тренинги по развитию социальных навыков, учат воспринимать и распознавать человеческие эмоции, используют, например, возможности обучающего робота Codey Rocky. Он имитирует выражение лица человека, в игровой форме позволяя детям формировать представление о человеческих эмоциях, развивает воображение. Также активно используются технологии дополненной реальности, анимация, интерактивные игры.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах