«В 2017-2018 гг. приняты и реализуются программы по развитию ранней помощи в 55 регионах страны, – рассказала вице-премьер Татьяна Голикова. – С 2019 г. планируется к этой работе присоединить ещё 21 регион. По предварительной оценке Министерства труда, за 2017 г. и 1-е полугодие 2018-го в среднем по стране раннюю помощь получили 68% детей».
Но вовремя поставить диагноз и назначить лечение ребёнку с тяжёлым заболеванием – ещё не всё.
«Мы движемся вперёд по созданию условий для включения людей с инвалидностью в активную жизнь», – подчеркнула зампред правительства. В 2017 г. в детсадах численность воспитанников с ограничениями здоровья составила почти 500 тыс., детей-инвалидов – 58 тыс. А число детей, обучающихся в школах инклюзивно, превысило 276 тыс. В 22% школ и 17% детсадов созданы условия для детей-инвалидов.
Растёт и количество детей с инвалидностью, поступающих в вузы. В 2017 г. – 6928 человек, в 2018-м – 6976. «Однако есть и другие показатели, на которые мы не можем реагировать равнодушно, – продолжила Т. Голикова. – На начало 2017/2018 учебного года больше 16 тыс. детей с ограничениями здоровья и детей-инвалидов 7–18 лет не обучались в образовательных организациях, соответственно не находились в социуме».
В цивилизованных странах пациентов с диагнозами «умственная отсталость», «аутизм» и другими, не опасными для общества, обучают посильным профессиям (озеленитель, дворник и т. д.), размещают в социальные квартиры по 2–3 человека, а к ним прикрепляют соцработника, который помогает. Жизнь в нормальных, человеческих условиях способствует тому, что у таких людей уменьшается тяжесть проявлений заболевания. В России технологии сопровождаемого проживания применяют пока в 39 регионах. В рамках программы «Доступная среда» с 2019 г. предусмотрена финансовая поддержка тех регионов, которые уже начали принимать конкретные меры по развитию системы реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, включая сопровождаемое проживание.
«С 1 января 2019 г. вводится новая государственная услуга по организации сопровождения занятости инвалидов – помощь при трудоустройстве, адаптации на рабочем месте, при передвижении от дома до работы», – обратила внимание Т. Голикова.
И качество медпомощи не на высоте. «В детских домах-интернатах практически все получают аминазин, причём в высоких дозах. Но это препарат вредный, очень тяжёлый для детей», – отметила руководитель Центра лечебной педагогики Анна Битова. Психолого-педагогические методы применяются мало. Сами интернаты расположены часто в глухих деревнях. Там нет ни нормальной медпомощи, ни образования для таких особенных детей. Вернуть их в общество потом невозможно.