Часть врачебных обязанностей будут выполнять медсёстры. Врач теперь может не понадобиться, если пациент пришел на простой медосмотр, где надо провести элементарные манипуляции (померить давление, собрать информацию о состоянии здоровья и т.д.), если необходимо провести наблюдение за хроническими больными, оценить безопасность немедикаментозных и медикаментозных методов лечения, нужно посетить маломобильного пациента на дому, организовать и провести мероприятия по информированию населения о профилактике и мерах гигиены.
Об этом сообщил подведомственный Минздраву Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения. Однако не всё можно доверить среднему медперсоналу. Например, назначать лекарства, даже при неосложнённом ОРВИ, сможет только врач.
Что даст пациентам новый порядок организации медпомощи? Какие могут быть трудности при его реализации? Своим мнением с aif.ru поделился главный врач городской клинической поликлиники № 1 г. Новосибирска, член Центрального штаба Народного фронта Сергей Дорофеев.
Лечить — только врач
— На площадке «Здравоохранение» Народного фронта эксперты неоднократно обсуждали предложения, которые теперь сформулировал Минздрав. Я считаю, что они правильные. Речь вовсе не о том, что медсёстры будут лечить вместо врачей. Мы говорим о работе, не требующей большого труда и больших познаний. Проводить такую работу специалисту со средним медицинским образованием вполне по силам. Это, во-первых. Во-вторых, действительно, врачей давно нужно разгружать. Потому что сейчас они выполняют не очень свойственную для них работу. Врач должен заниматься аналитикой: думать над ситуацией пациента, над нюансами, методами лечения. Для этого нужно время. А процессы, о которых говорит Минздрав, это стандартные регламентированные процедуры. Осмотр, диспансеризация, составление списков пациентов на диспансеризацию и профосмотры — образование медицинских сестер и тем более фельдшеров позволяет этим заниматься.
Почему медсёстры недовольны?
Да, мы видим в опросах, что медсестры недовольны такой перспективой. Это объяснимо — дополнительная ответственность никому радость не приносит. Скажу больше, на территориях мы давно уже часть подобной работы, где это возможно, делегируем среднему медперсоналу. Понятно, что делаем это на грани фола. Поэтому ещё обсуждая такую возможность, мы подчеркивали — давайте нормативно зафиксируем это делегирование, чтобы были параметры, когда ряд функций можно передать обоснованно. Надо учитывать ситуацию на местах, надо учитывать компетентность конкретного медработника. У медсестры, только что закончившей медицинский колледж, конечно, профессиональные навыки несравнимы со специалистом, отработавшим 20-30 лет. Надо учитывать и укомплектованность кадрами. В регионах она может быть различна. Это тоже причина для дифференцированного подхода.
Поэтому, когда в Минздраве говорят о том, что нужно учитывать территориальный фактор, это верный акцент. Дополню, что, на мой взгляд, правильным было бы делегировать принятие такого решения главврачу конкретного учреждения первичного звена. Кроме того, можно связать, соотнести исполнение таких функций медработником с существующими квалификационными категориями. Тем более что за категорию предусмотрена финансовая доплата, пусть и небольшая.
На участке — две медсестры у врача
Выделю особо участковую службу. Там по-хорошему нужно иметь если не двух медсестер, то хотя бы секретаря у врача. По старым нормативам (я еще помню такие) на медсестру на участке полагалось 1,5 ставки.
Подводя итог, скажу, что если мы хотим, чтобы врач был мыслящим человеком, думающим о больных, необходимо больше времени высвобождать для него на творческий процесс. А техническую работу должны делать помощники — медсестры, секретари, фельдшеры. Всему этому наших коллег — медицинских сестер — учат в колледже.
Когда мы освободим врача от мелочных нагрузок, у него появится больше времени даже элементарно для разговора с пациентом. Сейчас есть некий норматив на прием, допустим, 15 минут. А пожилой человек иной раз 5 минут только раздеваться будет. И одеваться. А нужно еще поговорить, осмотреть, подумать над назначением. Тогда мы реально повысим качество медицинской помощи, и удовлетворённость пациентов ею тоже возрастёт.