Учиться никогда не поздно
Преподавательницы и десятилетние гимназистки первого класса Тульской женской гимназии кривили губы или прыскали в кулак, видя, как неловко устраивается за партой эта рослая, по-крестьянски «крепко сшитая» девушка, которой, казалось, уже и замуж поздновато, не то что ходить в школу. Но она, упрямо наклонив голову, жадно впитывала книжную премудрость. Каково же было удивление одноклассниц и педагогов, когда ученица-переросток Александра Архангельская уже через год перешла в седьмой класс, а еще через два года окончила гимназию со званием «домашняя учительница», оставив далеко позади самых способных девочек!
Александру Гавриловну Архангельскую сравнивали с самим Ломоносовым: в 20 лет она впервые села за школьную парту, а до того сама научилась читать и правильно писать.
Родилась эта замечательная женщина в 1851 году в семье приходского священника, служившего в городке Крапивна Тульской губернии. С малых лет была приучена к труду. Это качество очень пригодились ей в изучении медицины, когда, окончив гимназию, Александра Гавриловна поступила на открытые при Медико-хирургической академии в Петербурге женские медицинские курсы.
Обучал ее хирургии сам Николай Склифосовский, врачеванию болезней — терапевты Вячеслав Манассеин и Эдуард Эйхвальд, а повивальному искусству — акушер-гинеколог Антон Крассовский. Эти выдающиеся врачи обеспечили настолько высокий уровень преподавания, что выпускницы курсов ни в чем не уступали тем, кто получал высшее медицинское образование. Архангельская была одной из лучших учениц. Она еще не успела закончить курсы, а ее пригласили работать в Арзамасском уездном земстве. Больше года Архангельская работала земским врачом, возглавляла участковую больницу. И увлеклась хирургией. Чтобы стать хирургом, она прошла курсы усовершенствования в клинике профессора Карла Рейера при Мариинской больнице. Стажировалась несколько месяцев в ведущих клиниках Германии, Франции и Швейцарии. А потом снова вернулась в земскую медицину, чтобы служить народу.
Большая стройка
В январе 1883 года Архангельская начала работать в Московском губернском земстве и возглавила сельский врачебный участок в селе Петровское Верейского уезда.
Прежде всего ей пришлось... строить больницу. Александра Гавриловна писала прошения в губернское земство, сама объезжала благотворителей, нанимала подрядчиков. Одному из губернских деятелей эта удивительная женщина писала: " С этой постройкой слилась теперь вся моя жизнь. Когда она начнется, я чувствую, я буду закладывать в каждое бревнышко, в каждый кирпич часть своих забот и участия... Хотя я совсем неопытна в таких крупных хозяйственных делах, но я знаю, что задушевный интерес и преданность делу, также внимательное и постоянное наблюдение заменят отчасти опытность«.
Усилиями Архангельской всего через два года в селе Петровское была выстроена больница на 15 кроватей. И возглавив ее, она, наконец, могла отдаться любимой хирургии. Акушерские вмешательства при сложных родах, ампутация голени, удаление опухолей, вскрытие околопочечного нарыва, удаление камней из мочевого пузыря, трахеотомии, извлечение катаракт — ей все было по плечу.
В статье «О 1100 извлечений катаракт» скромно писала: «Сообщение о таком количестве извлечений катаракт имеет некоторый интерес в том отношении, что операции эти производились в участковой земской лечебнице при отсутствии специального отделения и других приспособлений».
Александра Гавриловна проработала в больнице села Петровское более 22 лет, до конца своей жизни. При ее руководстве больница стала одной из лучших. Годовой отчет по Петровскому медицинскому пункту Верейского уезда за 1914 год сообщает, что в нее входили здание амбулатории, дом заведующего врача, кухня, заразный барак, хирургический корпус, прачечная, госпиталь, часовня, «дом фельдперсонала», баня, дом второго врача, терапевтическое отделение, родильное, сифилитическое... Каждые три-четыре года строилось новое здание.
Народная просветительница
Архангельская мечтала устроить в Петровском небольшую народную читальню: «Не о хлебе едином человек бывает жив, желательно дать ему и духовную пищу. Обидно, если человек потерял целый день и не вынес ни одной мысли, ни одной крупинки знаний...». Мечта ее осуществилась только после ее смерти в 54 года: на ее сбережения, по завещанию.
Врач Дмитрий Никитин, работавший в Звенигородской больнице и лечивший Александру Гавриловну во время ее последней болезни, взял на себя все хлопоты по строительству библиотеки. К сожалению, после революции книжный фонд был расхищен, а во время Второй мировой войны пострадало и здание. Сегодня библиотека восстановлена и носит имя основательницы Александры Архангельской.