Благодаря усилиям профессионалов любому ребёнку в возрасте от 8 лет обеспечена возможность ездить в оздоровительные лагеря, участвовать в конкурсах и тематических слётах, заниматься в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике и в работе волонтёрских организаций. Председатель Московского отделения «Российского движения школьников» Надежда Куранина рассказала «АиФ», в чём именно могут преуспеть современные дети.
Идеи ваши - эксперты наши
Московское отделение появилось год назад - 1 сентября 2016 года - и успело объединить в коллективные и индивидуальные проекты 180 школ города.
«Ребёнок может прийти к нам самостоятельно, но, как правило, после этого к деятельности подключается и его школа, - отмечает Надежда Куранина. - Возможен и обратный процесс: к нашим представителям обращается педагог, школа начинает активно участвовать в проектах, и у каждого ученика постепенно выстраивается личная траектория развития».
Чтобы принять участие в мероприятиях и событиях движения, можно даже обойтись без регистрации на сайте.
Современные школьники очень любознательны. Но устойчивый интерес возникает к тому, чем они увлеклись сами, поэтому задача взрослых - показать максимальное количество возможных проявлений себя.
«Мы стараемся сделать так, чтобы ребята приходили к нам со своими идеями, а мы помогали бы им развиться, предоставив имеющиеся в городе возможности, познакомив с единомышленниками и экспертами в данном вопросе», - говорит Н. Куранина.
В каждом направлении свои партнёры. Скажем, информационно-медийное направление активно сотрудничает с ТАСС, и ребята регулярно участвуют в мастер-классах и встречах с профессионалами. Журналист Яна Чурикова, сопредседатель «Российского движения школьников», всегда консультирует ребят по вопросам продвижения их идей.
По направлению «Гражданская активность» дети и подростки принимают участие в квестах проекта «Волонтёры Победы», в акциях «Волонтёров-медиков», в экспедициях «Поискового движения России».
Особое внимание уделяется экологическому просвещению. Московские школьники участвуют в проектах экоцентра «Заповедники», Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма и во многих других.
Направление «Личностное развитие» - это занятия по ораторскому мастерству с продюсером Линой Арифулиной, изучение художественной литературы и написание собственных произведений вместе с известными писателями и Российским книжным союзом.
Участники военно-патриотического направления познают традиции военного дела, например, с юными казаками.
Среди участников движения школьников есть разные категории ребят, в том числе подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации. «Мы не отбираем таких детей в отдельные группы, они вместе со всеми участвуют в проектах и выездных программах, - уверяет Н. Куранина. - Оказавшись в позитивной, развивающей среде, ребёнок начинает подстраиваться к ней и раскрывает новые для себя качества. К примеру, ребята, которые плохо учатся в школе, показывают себя отличными спортсменами или прекрасно рисуют. И когда новое дело становится для нашего участника важным, тогда уже можно приступить к коррекции деструктивных проявлений в школьной жизни».
Арт-объекты для Москвы
Сегодня все дети знают, что такое учебный проект: этот вид деятельности прочно укрепился в школьной практике. А движение школьников знакомит с научными, социальными, творческими и бизнес-проектами, добиваясь того, чтобы проблема, которую ставит школьник, была актуальна для него, а результат значим для общества, чтобы автор проекта использовал только свои наработки, а не чужие материалы.
Большое внимание уделяется основам командной работы, продвижению идеи, целеполаганию, управлению временем, навыкам презентации и написания текстов, технологиям развития креативности.
На недавней профильной смене «РДШ - траектория возможностей» дети представили экспертам свои наработки, и лучшие были приняты к реализации.
«Интересным проектом стал «Кодекс академической честности», - считает Н. Куранина. - Ребята разработали правила поведения на экзаменах: как нужно готовиться так, чтобы было комфортно каждому; почему не надо списывать; как не подставить товарища и т. д.
Также школьники будут создавать для Москвы арт-объекты, которые призваны рассказать жителям о деятельности движения школьников. Команды подготовят объёмный макет арт-объекта для городской среды из подручных материалов (картона, пенопласта и т. д.). Это могут быть большие буквы РДШ, интересные надписи. Планируется, что по лучшему макету профессионально изготовят арт-объект задуманной величины и он будет размещён где-то в городе.
Дорогу подскажет вожатый
У юного участника движения налажена обратная связь с вожатыми, помогающими определить сильные стороны и зоны роста. Кто выступает в роли вожатых? И школьные учителя, и специалисты из другой профессиональной сферы, и студенты, причём не только педагогических вузов. Основной состав представлен Городским советом старших вожатых образовательных организаций Департамента образования Москвы.
Хотите стать одним из них? Принимаются люди старше 18 лет, обучившиеся в течение полугода по специальной программе (изучаемые темы касаются правового обеспечения, основ педагогики и психологии, имеются творческие направления подготовки др.). Вожатых готовят для загородных центров и для общеобразовательных школ, где старший вожатый - штатная должность.