В феврале 2019 года учительнице барнаульской школы Татьяне Кувшинниковой пришлось уволиться под давлением руководства. Татьяна — член федерации зимнего плавания — разместила в соцсетях фото в спортивном купальнике, но это не понравилось директору школы. За год до этого за фото в купальнике уволили учительницу из Омска. Российские педагоги в обоих случаях отреагировали флешмобами в поддержку уволенных коллег: начали размещать свои личные фото с хештегом #учителятожелюди.
Теперь Министерство просвещения планирует разработать рекомендации по поведению педагогов в социальных сетях. Мы спросили активно использующих соцсети учителей: нужны ли такие правила? И где граница между личным и публичным, когда ты учитель?
Дарья Мальцева, учитель начальных классов
Когда я устроилась в школу, я завела для родителей своих учеников вторую страницу в соцсетях, на которой мало информации. Я редко делаю там публикации, только пишу про какие-то важные факты из жизни.
На основной странице я так настроила приватность, что пользователи, которых у меня нет в друзьях, не видят музыку и фотографии. Это для того, чтобы родители не могли найти обо мне ничего. Все фотографии, где я изображена, могут нести какой-то компромат. Можно выложить непримечательное фото со встречи с друзьями, но неизвестно, что родители подумают.
Сейчас и на основной странице я фильтрую информацию. С этой страницы не добавляю родителей и учеников, хотя однажды родительница пыталась добавиться ко мне в друзья. Я ей написала, что у меня работа и личная жизнь разделены. Она извинилась и продолжила общение со мной на другой странице.
Как учитель я слежу за грамотностью своих учеников в соцсетях. А вот добавлять общение с родителями может быть очень опасно. Любое слово, фраза, комментарий могут быть использованы против тебя. Однажды мама ученика сделала скриншоты всех комментариев в группе, которую я создала для общения с родителями своего класса. В этой группе удобно было сообщать о собраниях и публиковать другие важные новости. В комментариях шло обсуждение финансовых вопросов, а я пыталась успокоить родителей. С этими скриншотами она обратилась в полицию с заявлением о том, что учитель встаёт на сторону других родителей.
Для меня история закончилась походом в участок, где пришлось писать объяснительную и предоставлять книгу казначея, чеки, подтверждающие покупки. После этого я поняла, что в обсуждениях в соцсетях участвовать нельзя, все разговоры — только в школе в присутствии других людей, которые могут подтвердить мои слова. А во «ВКонтакте» — никаких объяснений.
Несмотря на то, что у меня ученики начальной школы, они есть в соцсетях. Иногда они даже добавляют меня в свои беседы, где ведут себя странно. Они угрожают друг другу, стрелки назначают.
Был случай, когда мне угрожали в сообщениях. Мама ученицы спрашивала, как помочь дочери пережить расставание на время уроков. А потом написал старший брат девочки следующее сообщение: «Если будешь учить мою мать, как воспитывать её дочь, то пожалеешь». Было страшно.
Не думаю, что нужно создавать свод правил, это слишком строго. Каждый сам должен определять границы своего поведения. Иначе мы потеряем какую-то часть своей личной жизни. Это то же самое, что запретить учителям появляться на улице после 10 часов вечера.
Алена Аксенова, учитель русского языка и литературы
Сейчас я веду Instagram, активно пользуюсь «ВКонтакте» и развиваю себя в сфере SMM и копирайтинга. Поэтому, да, есть ограничения. В друзьях — дети, поэтому я лишний раз фильтрую контент, не выкладываю личные фотографии (с отдыха, с пляжа, с бизнес-встречи). Сковывает страх, потому что не знаю, как отреагируют дети, родители, донесут или нет администрации.
Моя жизнь не ограничивается только школой, а работа в одной из лучших гимназий накладывает свои ограничения: администрации не нравится другая жизнь, другие сферы деятельности педагога. В друзьях есть дети, родители, потому что удобно общаться через соцсети. С детьми есть беседа класса (я классный руководитель). Туда я либо скидываю информацию по организации деятельности класса, либо скидываю просто полезности, которые позволят детям узнать новое, извлечь выгоду или заработать.
Когда я стала работать учителем, отношение к социальным сетям изменилось. Раньше я могла на своей странице писать о чем хочу, сейчас максимально все вычистила. Приходится скрупулёзно оценивать каждое слово, чтобы не было двойного смысла.
У меня была история — когда я опубликовала в Instagram пост про развод, это вызвало недовольство со стороны родителей, но резко изменило отношение детей ко мне. Они стали мягче, стали где-то осторожно относиться к моему состоянию. Родители посчитали, что личная жизнь учителя должна оставаться личной и не показываться детям. С другой стороны, эта история позволила нам обсудить тему верности, любви и предательства на уроках литературы. Что тоже ценно.
Еще была история, когда я честно написала, что хочу стать фрилансером. Родители бурно отреагировали, так как я якобы бросаю их детей. Было много личных бесед, скорее не с целью осудить, а с целью изменить мое мнение и мои планы: они хотели, чтобы я осталась. Однако это позволило мне подготовить к восприятию моего решения детей и родителей. Я считаю, что это скорее плюс, чем минус.
По поводу свода правил: с одной стороны, это позволит учителям действовать в рамках инструкций, правил, позволит избежать конфликтов и провокаций. С другой стороны, это ограничивает право на свободу слова и печати. Это мое право как гражданина РФ. Тогда на каком основании учителю нельзя, а строителю, юристу, врачу можно?
Анна Вдовичина, преподаватель в Суворовском училище
Профессия педагога, на мой взгляд, одна из самых ответственных: мы влияем на будущее. Поэтому для меня естественно следить за своим поведением, за тем, что я делаю и говорю. Как только я стала педагогом, мои соцсети стали закрытыми. Фото и прочую информацию могут увидеть только те пользователи, которые у меня в друзьях.
Для обучающихся и их родителей я завела отдельную страницу во «Вконтакте», чтобы иметь быструю связь, публиковать совместные фото и новости, касающиеся обучения, школьной жизни.
Никого из обучающихся или родителей в свои социальные сети не добавляю даже после окончания ими школы. Объясняю это правом на частную жизнь.
Со сводом правил не знакома, зависит от того, что в нем будет, но, видимо, кто-то все-таки нуждается в границах, установленных сверху, чтобы понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Я как педагог очень либеральна и демократична, всегда с обучающимися на равных, но публикации в купальниках на всеобщее обозрение и т. п. для себя считаю неприемлемыми.
Елизавета Аитова, учитель физики
Социальные сети — это уже больше, чем просто альбом с фотографиями, цитатами и веселыми картинками, это, так сказать, виртуальный ты.
Учитель — это публичная профессия, мы постоянно находимся под вниманием детей, их родителей, коллег. Это очень повышает уровень ответственности того, что ты «выпускаешь» в мир.
Я внимательно отношусь к публикации постов и фотографий. Ведь в силу специальности я тесно контактирую с ребятами, и мои поступки и слова — это своего рода пропаганда чего-либо. Это происходит интуитивно, ориентируюсь только на внутренний вектор своих морально-этических норм.
Я добавляю в друзья своих учеников и просматриваю тот контент, который они выкладывают. Это хорошая лакмусовая бумажка для обнаружения беспокойства и тревоги у ребенка, его эмоционального состояния, интересов и увлечений. Я анализирую, что для них интересно и актуально, чтобы быть в теме. А с родителями это быстрый способ коммуникации, информирования по важным вопросам: отследить пропуски, опоздания, похвалить и поблагодарить можно в очень мобильном режиме.
Социальные сети — это среда обитания практически всех подростков. Эта платформа становится отличным инструментом для организации взаимодействия учителя и ученика.
Я веду собственную предметную группу для всех своих учеников. В ней я выкладываю интересные физические факты, опыты, разбор задач, обсуждение домашнего задания. Группа меня выручает во время карантина (выкладываю задания в онлайн-режиме, публично обсуждаем то или иное физическое явление, полученные результаты), ребята могут задать мне интересующий их вопрос. Им интересно участвовать в модерации этих групп: оформлять новости, важную информацию, поздравлять друг друга с днями рождения и другими праздниками.
Группы, в которых находятся ребята разных возрастов и взрослые, дают хороший опыт общения и поведения в социальных сетях. Они видят, как публично в корректной форме можно высказать мнение по тому или иному вопросу. Что качественно подобранный контент делает тебя более образованным и интересным для окружающих. Что необходимо включать критическое мышление к читаемой информации. Это всё дает колоссальный апгрейд личности.
Никакой свод правил не нужен. Это всё-таки личное дело каждого, о чем писать, как и в чём фотографироваться. Мне очень нравится хештег #учителятожелюди, и я призываю всех не перегибать палку.
Ольга Контарева, учитель русского языка и литературы
Конечно, ощущение того, что в любой момент мой профиль в соцсетях могут просмотреть ученики или родители, всегда присутствует. Это своего рода ответственность, которую взрослый человек всегда чувствует перед ребенком, ведь имидж учителя складывается не только из манеры вести урок или общаться внутри образовательной организации.
Раньше моя страничка «Вконтакте» была чем-то вроде отражения внутреннего мира, где можно было выкладывать всевозможные фотографии, репостить записи с других страниц, которые вызвали какой-то эмоциональный отклик. Когда я пришла работать в школу, возникло осознание, что дети еще не могут правильно оценить, отфильтровать некоторую информацию. Пришлось изрядно «почистить» страницу.
Со временем к соцсетям я стала относиться несколько иначе: это стало источником актуальной информации, позволяющей быть в курсе современных тенденций, интересных для школьников тем, важных новостей. Оказалось, что единое информационное пространство помогает налаживать и поддерживать успешную коммуникацию с детьми. А в некоторых случаях и предупреждать нежелательное поведение, что стоит иметь в виду школьным психологам и социальным педагогам. Вопрос о том, что публиковать в открытом доступе, — это вопрос сугубо индивидуальный, который определяется уровнем воспитания человека. Я точно знаю, что никогда на моей странице не появится контент, не соответствующий моим представлениям о профессиональной этике. Поэтому я не очень приветствую в профилях коллег фотографии с подарками от учеников или, например, фотоотчет о бурно и весело прошедшей вечеринке. Про провокационные фото в откровенной одежде я вообще молчу: дети ведь не просто посмотрят и оценят ваше новое платье или купальник, они еще и обсудят между собой все параметры вашего тела, а потом и родителям покажут, интересно же на реакцию взрослых посмотреть. Конечно, иногда родители перегибают с «моралью» и слишком настойчиво лезут в личную жизнь педагогов, пытаясь призвать к ответственности за публикации фотографий в соцсетях. Но тут уже ничего не поделаешь: умение отличать провокационное от нейтрального тоже зависит от воспитания и личного представления о том, что «хорошо», а что «плохо», на которое мы, к сожалению, уже никак повлиять не можем. Учеников и родителей в друзья, конечно, добавляю. Если это действительно нужно по работе.
По опыту могу сказать, что достаточно полезно организовывать группу или чат класса, куда охотно присоединяются родители. Иногда бывает, что у людей нет возможности прийти в школу и поговорить лично, тогда решаем вопросы онлайн и тет-а-тет. Я думаю, что некий нормативный документ все-таки нужен. Потому что у всех нас разные представления о том, что уместно публиковать в личных профилях. Для кого-то нет ничего особенного в размещении фотографий с бокалом пива и шашлыком где-нибудь в бане, а кого-то может смутить красная помада на губах учителя или репост об участии в розыгрыше абонемента в солярий. Вот из-за такой неоднородности в восприятии личного и публичного нужна какая-то форма контроля, которая будет четко определять грань между тем, чем можно поделиться с учениками и их родителями, а что лучше оставить при себе.
Ася Хрущева, учитель биологии и географии
Мои ученики и их родители нашли меня во «Вконтакте» и в Instagram, поэтому всегда думаю трижды, перед тем как что-то выложить. Это, безусловно, накладывает ограничения. Как минимум появилось правило, что я не выкладываю в соцсети алкоголь (предельно редко — на праздник), ненормативная лексика под абсолютным запретом, даже при репостах чужих записей. В Instagram не может идти ничего вульгарного, никакого «сексуального» подтекста, будь то вырез или просто фотография, которая мне может показаться чересчур. Тут ещё накладывает свой отпечаток: я живу в новосибирском Академгородке, и обсуждение меня распространяется не только на одну школу, а на все население, ведь все друг друга знают и обсуждают. Наверное, я ввожу какой-то критерий вроде: «А нужно ли это видеть родителям моих учеников?» Или «А отдала бы я к такому учителю своего ребёнка?» В друзья не добавляю родителей и детей. Не отвечаю им в социальных сетях, если они задают вопросы по учебе/сдаче работ. Я им всегда потом на уроке пишу, что для этого есть электронный журнал, где можно со мной связаться.
Я считаю, что свод правил не нужен, это накладывает дополнительные обязательства на руководство школы. Плюс я считаю, что жизнь помимо школы — это личное дело каждого человека, которое не касается никаким образом обучающихся и их родителей.
Дарья К., учитель математики
Я считаю, что государство правильно делает, что вводит такие правила для педагогов по ведению социальных сетей. Педагоги зачастую добавляют в друзья родителей, детей, а это, по моему мнению, недопустимо. Как и то, что нельзя публиковать оголенные, вульгарные фото. Я сама следую таким правилам. Да и вообще стараюсь поменьше выкладывать личные фотографии, фото своей семьи и ребёнка. Не считаю нужным. Потому что личная жизнь — это одно, а работа — другое. Смешивать эти понятия нельзя.
Я, к сожалению, ничего не знаю об учительнице, которую уволили за фото в купальнике возле проруби. Но это все настолько индивидуально. Потому что для одного это приемлемо, а для другого — уже неприлично. Поэтому закон, который будет регулировать поведение учителя в интернет-пространстве, должен быть.
Татьяна Н., учитель русского языка и литературы
Думаю, что в свете последних событий, когда уже говорить, ходить, дышать учитель может только с разрешения закона и свода правил, хочется просто бежать из школы. Любимое дело — превратили школу в фабрику выдачи услуг образования. А нам хочется творить, давать детям что-то интересное, новое. Мне кажется, государство делает сейчас всё возможное, чтобы последние адекватные педагоги бежали из школ. Мало того что море отчётов, проверок, бумаг, так ещё и внедрили безумные программы: «Этика педагога», «Стандарт педагога»...