Почему сегодня московские учебные заведения в сфере среднего профессионального образования (те самые бывшие техникумы и ПТУ) нередко не уступают по уровню подготовки студентам высшей школы, «АиФ» рассказал Юрий Мироненко, директор Первого московского образовательного комплекса.
«Золотые руки»
Юлия Борта, «АиФ»: Юрий Дмитриевич, чем сегодня отличается обучение профессии на базе колледжей?
Юрий Мироненко: Прежде всего тем, что теперь больше практических занятий. Раньше 70% времени студенты слушали лекции и лишь 30% что-то делали сами. Но ведь это парадокс: в профобразование идут дети, которые как раз хотят и могут работать руками, имеют золотые руки. Допустим, ребята прекрасно рисовали модели одежды, но почти никогда не шили сами свои коллекции. Мы впервые ввели пошив собственной коллекции как обязательный элемент программы обучения. Такое требование появилось и в общероссийских стандартах профобучения. Нарисовать можно всё что угодно. Но как это воплотить? Поэтому, прежде чем взяться за карандаш и начать фантазировать, ребята изучают технологию кройки, шитья, подбора тканей и т. д. И это дало результат. Наши студенты стали самыми востребованными. Лучшие выпускницы факультета дизайна участвовали в подготовке коллекций Пако Рабанна. Многие открыли бутики, где продают свои линии одежды, в том числе за границей. Вячеслав Михайлович Зайцев курирует это направление и уже много лет является бессменным председателем жюри выпускного дефиле. Так что, если сегодняшний наш выпускник делает коллекцию из 7-12 изделий, все эти модели можно надеть и продемонстрировать на подиуме.
Поэтому главный принцип обучения — всё, чему учится студент, должно воплотиться в реальном продукте. Если речь идёт о факультете экономики, то это может быть реальный бизнес-план для конкретной организации, который принят и используется заказчиком.
— Бывает, человек приходит на работу, и ему говорят: «Забудь всё, чему тебя учили...» И он вынужден заново осваивать профессию.
— Чтобы такого не случалось, в нашем комплексе всё, что студенты создают своими руками, — микросхемы, блюда, дизайнерские вещи, шкатулки, причёски, рекламные продукты и т. д. — они обязательно должны выставить на независимые профессиональные конкурсы, которых сейчас немало и в Москве, и в России. Будет ли это востребовано другими людьми? Конечно, случаются и разочарования, и слёзы. Но мы специально погружаем ребят в стрессовые ситуации, чтобы они понимали, для кого они это делают и что на самом деле надо делать. Это даёт возможность ещё глубже осваивать профессию. И тогда в следующем выходе на конкурс они как минимум получают дипломы участников (и это тоже хорошо), а то и победителей. Их приглашают на стажировки за границу. А какое счастье для ребёнка, когда он смог что-то сделать сам и это оценили по достоинству профессионалы!
В почёте — повара
— Какие профессии стали популярны в последнее время?
— Сегодня самый большой и востребованный факультет — ресторанного бизнеса. Лучшие выпускники всегда находят работу в хороших ресторанах столицы. Когда наши ребята приезжают на стажировку за границу, владельцы частных отелей и кафе засматриваются, как они — студенты из Москвы — делают завтраки, обеды и ужины. У ресторана появляется новая клиентура. Вот это дорогого стоит. Очень большой конкурс на факультет дизайна, рекламы, где дети осваивают мультимедийные цифровые технологии изготовления рекламных продуктов. Не менее популярен факультет прикладной эстетики, который, кстати, заканчивал Валентин Юдашкин.
— Что станет востребованным в ближайшие годы?
— Наверняка востребованным будет всё, что связано со сферой услуг, особенно в столичных городах. Какой бы ни была политическая и экономическая ситуация, люди всё равно будут заботиться о том, как они выглядят, а значит, делать причёски, маникюр, будут хотя бы иногда ходить в рестораны и кафе, покупать красивую одежду и т. д.
— В чём причина успеха ваших выпускников?
— Мы собрали в преподавательском коллективе лучших профессионалов в своих сферах. Но даже мастера мало чему смогли бы научить ребёнка без современных лабораторий и студий. Москва на протяжении последних лет уделяла большое внимание развитию профессионального образования, закупались лучшее оборудование и аппаратура. Реорганизация системы, когда к ведущим учебным заведениям присоединились менее успешные, открытость московских школ для профессионального образования (ещё обучаясь в 8-9-м классе, дети могут знакомиться с профессиями в рамках дополнительных занятий) — всё это стало стимулом для выхода на новый качественный уровень. В результате учеником колледжа сегодня быть не стыдно, а престижно.