Предлагаем отрывки из этого выступления.
Копировать ли Европу?
- Есть такая картина - «Бурлаки на Волге». Один художник её перерисовал и лица бурлаков заменил на лица российских ректоров. Получилось, что мы тащим баржу образования. Я помню, как мы спасли высшую школу от приватизации. Меня однажды пригласили в Белый дом, передо мной сидели три человека и говорили, что Московский университет надо бы приватизировать. Я сделал удивлённый вид и сказал: «Знаете что, давайте первый приватизированный университет назовём именем одного из вас. А Московский пусть будет имени Ломоносова...
Мы сделали много ошибок в реформах образования и многое упустили. Как маятник, из одного крайнего положения мечемся в другое. Система образования в Советском Союзе была уникальна, она себя показала. А потом мы потеряли фундаментальность нашего образования, его заменили понятием «компетенции». Мы всегда были сильны тем, что учили студента не запоминать и не каким-то компетенциям, а размышлять, думать, доказывать, сомневаться, преодолевать. Тогда он и становится учёным или специалистом. Это помогло нам в космосе и в других направлениях. А потом мы постарались скопировать другие системы просто из-за того, что в мире они есть.
Я не скрываю, что я не сторонник Болонской системы. Так сложилось, что я участвовал в самом начале её обсуждения в Лиссабоне на конференции ректоров Европы. Все ректоры говорили, что ни в коем случае её нельзя принимать, что каждый университет самобытен, унификация невозможна. Позже в Болонье собрались министры финансов и иностранных дел и сказали, что в их страны стекаются потоки мигрантов, которые приносят какие-то дипломы, которые ни о чём не говорят. Болонская система была нужна для трудовой интеграции, и она была введена в большей степени из политических соображений.
Но это европейское сообщество. Нам зачем надо было это копировать? Я не призываю к новым реформам, но повышение фундаментальности, значимости и, может быть, сроков образования одинаково назреет. Мы к этому должны прийти. Хотя ЕГЭ действительно помогает большей интеграции периферии и центра, но, с другой стороны, было очень много ошибок вначале. Сейчас становится чуть лучше, но, я считаю, это не конец. Мы проводим свой внутренний экзамен, который дополняет ЕГЭ. Мы хотим увидеть, кто к нам идёт.
Какие предметы главные?
«Язык - это скрепа нации. Вроде бы Ольга Юрьевна (Васильева, министр образования и науки РФ. - Ред.) должна это понимать. В Минобрнауки, видимо, идёт такое явление - сейчас в приоритете инженерное образование, цифровая экономика, нанотехнологии. Но не за счёт филфака и истфака это должно происходить.
Есть три стратегические области науки, без которых страна не может жить, - это математика, русский язык и история. Я был свидетелем некой дискуссии совета ректоров, когда в разных регионах было рекомендовано 120 учебников истории, в которых было написано неизвестно что. Это было направлено на разрушение страны и нашего российского духа. Потом начали собирать разбитые осколки. Есть попытки сделать 2-3 учебника. Звоните побольше в колокола! Да, сейчас идёт сжатие количества учебников, но возникают разные силы, трения издательств, бизнеса, политики кое-где. Всё это сказывается на ребятах. Историю нельзя отпускать, а то окажется, что мы - самая плохая страна, что мы на всех нападали. Помните, какой шум подняли, когда открывали памятник Ивану Грозному в Орле? Наверное, он был жестокий. Но английские королевы казнили не меньше, а в каждом сквере стоят им памятники. Потому что нужно хранить историю.
Знаменитые выпускники факультета журналистики МГУ
Знаменитые выпускники факультета журналистики МГУ
Уезжать или нет?
Вызовы сегодняшнего образования - положение учителя, траектория школьника и состояние среднего профессионального образования (СПО). Мы потеряли в своё время голубые воротнички. Мы кричали: «Не разрушайте техникумы, училища!» Разрушили, приватизировали. Сейчас собираем по крупицам. Проводим World Skills и другие соревнования, но опять всё с нуля. Это наше свойство - разрушили и начали с нуля. Мы понимаем, что СПО сейчас другое, чем техникумы в прошлом. В университетском образовании выстроена линейка: 10 федеральных, 29 национально-исследовательских, 33 опорных вуза. Конечно, поддержка ведущих университетов необходима, но нужно подтягивать все университеты, они все важны. Слава богу, что сегодня эта работа в приоритете. Нельзя сказать, что будет легко. Но я думаю, что система образования - сильная корпорация. Мы будем ведущей страной в сфере образования. У нас талантов просто больше, у нас всё есть, мы очень способная нация.
25 лет я возглавляю конкурс «Учитель года», видел плеяды педагогов. Совсем другой учитель сейчас. Это просто чудо! Это учителя, которые всем владеют, они молоды, они современны, они обладают уникальными методиками. Кстати, одного из победителей конкурса я даже пригласил преподавать в МГУ.
В 90-е годы 25% математиков, закончивших механико-математический факультет, уехали в Штаты. Сегодня многие возвращаются и очень жалеют, что уехали. Мой однокурсник Андрей Леман, выдающийся парень, победитель международных олимпиад, уехал в Америку. Лет через 30 на встрече выпускников спрашиваю его, что он делает в Штатах. Он говорит: «Я инженер. Как приехал, так инженером и работаю». Не надо думать, что тебя там ждут. Конечно, надо ездить, общаться, стажироваться. Но ту берёзку, которая растёт там, где вы выросли, ничто не заменит.