Садовничий Виктор Антонович 14:12 23/09/2013
В этом вопросе есть две стороны. Мы успешно конкурируем. К сожалению, чаще всего передаются рейтинги, которые основаны на других моделях образования и совсем не относятся к нашей. Как бы сравнивают бегуна с ватерполистом. Поэтому надо относиться к этому очень осторожно. Что касается состояния российских университетов, то здесь есть успехи. Мы умеем учить фундаментальным наукам, у нас очень высокий уровень преподавания по математике, физике, химии, биологии. Если говорить о гуманитарных науках, мы неплохо учим языку, истории. Если посмотреть рейтинги не из нашей системы, по этим предметам они относят нас (по крайней мере Московский университет) в число 10-15 ведущих университетов мира. Чего не хватает нашим университетам? Это тоже связано с изменениями в обществе. Дело в том, что так называемые приложения фундаментальных наук ранее были переданы в нашей страны в отраслевую науку. Была целая отрасль огромная, намного больше, чем система образования, которая брала результаты научных исследований и доводила их до технологий. Отраслевая наука была как бы на стыке университетской науки, Академии наук и приложения. В 90-е годы отраслевая наука в нашей стране была полностью закрыта. Её просто нет, поэтому университеты сейчас вынуждены прибавлять к своей деятельности приложения своих исследований, доведение своих идей до изделия, до технологии. Для нас это непривычно, потому что у нас была другая система. В этом смысле мы отстаём от зарубежных университетов, у них это всегда было. У них не было отраслевой науки, этим всегда занимались университеты. У них и Академия наук по-другому устроена. Но мы учимся, конкурируем. Если сравнивать объективно, то несколько десятков наших университетов находятся на самом высоком уровне, даже если их выписать в ряд с Йелем, Стэнфордом. По многим позициям мы им не уступаем. Конечно, нам есть чему учиться у ведущих университетом мира.
AIF.RU Ведущий конференций 14:13 23/09/2013
Насколько сегодня диплом, который получают ваши выпускники, даёт гарантию того, что человек найдёт работу?
Садовничий Виктор Антонович 14:13 23/09/2013
Диплом Московского университета даёт стопроцентную гарантию работы в любой зарубежной лаборатории. Более того, я знаю факт, что в Соединённых Штатах есть лаборатория, где говорят только по-русски, потому что нет необходимости говорить по-английски. Мы знаем об огромной волне наших уехавших в начале 90-х специалистов, которые очень сильно продвинули и подняли уровень в исследованиях зарубежных лабораторий. Это ответ на вопрос о рейтингах. Если бы мы были в рейтингах на пятисотой позиции, как говорят некоторые, то вряд ли бы ведущие лаборатории западных и американских университетов брали наших специалистов на ведущие позиции. А их там тысячи и десятки тысяч.
AIF.RU Ведущий конференций 14:14 23/09/2013
В 90-е годы был сильный отток учёных. Наверное, с одной стороны, льстит, что ваши выпускники уезжают, но , с другой стороны, количество уехавших…
Садовничий Виктор Антонович 14:14 23/09/2013
Была критичная ситуация в 1995-1996 годах. Из Московского университета уезжало до 25 % ведущих молодых специалистов. Сейчас поддержка науки в России усилилась. Она уже сравнима по некоторым позициям с поддержкой в других странах. Очень многие уехавшие, мои товарищи, которых я лично знаю, и с которыми общаюсь, хотят вернуться. Иногда они готовы вернуться на временную позицию, потому что там у них уже есть дети, семьи, но многие хотят вернуться насовсем. Благодаря руководству страны и поддержке страны процесс удалось повернуть.
AIF.RU Ведущий конференций 14:15 23/09/2013
Что ожидает Московский университет?
Садовничий Виктор Антонович 14:15 23/09/2013
Московский университет – самый сильный сейчас у нас в стране. По всем рейтингам, которые проводятся в России, мы – на первом месте. Но мы не останавливаемся. Залогом развития университета является его программа, которая принята до 2020 года. Согласно этой программе, мы ставим задачу сделать университет нового типа, университет будущего. Для этого необходимо: выращивать молодых учёных, заинтересовывать их оставаться в университете, создавать структуры, в которых они могут себя реализовать. Мы создали Центр интеллектуального резерва молодых людей в университете. Это очень активно работающий мостик между промышленностью, крупными госкорпорациями и выпускниками, молодыми учёными Московского университета. Требуется оборудование, по некоторым позициям мы лидируем в мире – у нас есть выдающийся суперкомпьютер, мы запускаем спутники, три уже запустили. Никакой другой университет мира не запускает спутники систематически. У нас современное оборудование.