Заместитель председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству Залим Балкизов предупреждает: «Приказы Минздрава об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов наши доктора восприняли как успокоительное. Тех, кто сейчас получает сертификат специалиста, экзамен по новым правилам ждёт лишь через пять лет. А если так, то зачем волноваться? Но на самом деле никто ничего не откладывает. В день, когда врачу вручают его последний сертификат, начинается его первый год в системе непрерывного медицинского образования. За 2016 год нужно заработать 50 учебных баллов. А в 2021 году баллов должно быть уже 250, иначе к экзамену не допустят».
Действительно, документы о квалификационных требованиях к специалистам – и с высшим, и со средним образованием – были опубликованы за считаные месяцы до первой аккредитации (напомним: в 2016 году новый, аккредитационный, экзамен проходят выпускники – провизоры и стоматологи). Профессиональное сообщество понадеялось: быть может, сроки перенесут?
Те, кому вручат сертификаты в 2017–2020 годах, действительно получили дополнительное время. Но…
Время и компьютеры
Курсы повышения квалификации для многих мед- и фармспециалистов давно стали формальностью. «Нужно учиться по-новому!» – давно говорит профессиональное сообщество. Но семинар в аптеке и отъезд врача на конференцию совсем не одно и то же.
В 2014 году в первом, пилотном проекте непрерывного образования приняли участие 594 специалиста из 12 регионов нашей страны: терапевты, педиатры и врачи общей практики. В то время с электронными учебными материалами было не так просто – и начальство крайне неохотно отпускало докторов на конференции и семинары. Именно на это чаще всего жаловались участники проекта.
Второй жалобой стало… отсутствие Интернета на рабочих местах (хотя сегодняшнюю компьютеризацию поликлиник тоже нельзя оценивать однозначно). Кто-то из врачей не очень уверенно пользовался компьютером.
И всё же учиться оказалось интересно. А пилотный проект распространили на врачей узких специальностей и продлили его до 2020 года.
Доктор на распутье
Компьютер стал главным координатором непрерывного образования. Но электронная регистрация ещё не вполне отработана. Участники недоумевают: на каком из двух сайтов – sovetnmo.ru или edu.rosminzdrav.ru – заводить личный кабинет?
«По итогам образовательного семинара «Внедрение системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования», прошедшего в Москве, в качестве основного портала для участия в системе НМО рекомендован edu.rosminzdrav.ru. Те, кто был зарегистрирован на sovetnmo.ru,
могут попасть на новый портал, используя те же логин и пароль. Все набранные баллы также сохранятся, – объясняет декан факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ им. Пирогова Ольга Природова. – На новом портале можно посмотреть курсы повышения квалификации – по всем вузам, аккредитованные мероприятия, а также те же модули, которые были на портале sovetnmo.ru. Сайт sovetnmo.ru будет использоваться для участников пилотных проектов по отработке модели непрерывного образования».
В систему непрерывного образования включены далеко не все учебные конференции, конгрессы и семинары. За неаккредитованные мероприятия баллов и часов не начисляют. Не верьте рекламе – вот что можно посоветовать врачам и фармацевтам в данной ситуации. Увидели на сайте конгресса или саммита объявление «Мы даём баллы!»? Срочно перепроверьте на edu.rosminzdrav.ru!
Знания – ещё не всё?
Возможно, со временем отечественный сайт непрерывного мед- и фармобразования станет подобием английского BMJ Learning. Британская электронная страница, предназначенная для докторов различных специальностей, собирает более 20 миллионов посещений в год. И это только раздел «Лучшие практики».
Онлайн-энциклопедия – прекрасный помощник врача и фармацевта. Но, как показывает практика, её наличие ещё не означает отсутствия врачебных ошибок. А в Англии истории этих ошибок часто замалчиваются.
В 2015 году в Великобритании разгорелся медицинский скандал. The Guardian писала, как в Стаффордшире в крупном медицинском тресте пациентам давали неправильные лекарства. Больных заставляли пить воду из вазы. Что происходило с теми, кто не мог самостоятельно передвигаться, писать здесь не будем…
Положить конец «культуре прикрытия» решился британский министр здравоохранения Джереми Хант. Он заявил: каждый месяц в каждом регионе Великобритании до тысячи человек погибают из-за врачебных ошибок, но большинство госпиталей из года в год занижают число погибших. Информацию скрывают десятилетиями… Хант порекомендовал ежегодно публиковать отчёты о лечении тех пациентов, которых не спасли.
«Нужно прислушиваться не только к стационару, но и к обществу», – замечает руководитель по взаимодействию с клиническими базами Центра доказательной медицины BMJ Клара Брунхубер. Образование специалиста – лишь часть работы системы здравоохранения. За организацию, за ответственность, за человечность отвечают совсем другие факторы.
Контроль и ещё раз контроль
Компьютеризация последипломного обучения рискует превратиться в… строжайший учёт всех мед- и фармспециалистов. «Самое сложное на сегодня – это вход в личный кабинет. Во‑первых, врачу нужно подтвердить, что он врач, а проверить информацию можно лишь через федеральный регистр медработников. Очень многие в него не внесены работодателями, – размышляет Ольга Природова. – Во‑вторых, нужно знать, что на сайт зашёл именно этот доктор, а не другой человек, который знает его данные. Как это подтверждать? С помощью СНИЛС? Должна быть единая система идентификации».
Посещать сайт докторам и фармацевтам придётся регулярно. Составить план на все пять лет сразу вряд ли получится. Ежегодные обязательные 50 часов – это 36 часов очного обучения в вузе и 14 часов образовательных мероприятий от профессионального сообщества.
Стоит ли полностью доверять электронике? Или же можно последовать примеру ещё одного последипломного образования – аспирантуры? У каждого аспиранта есть индивидуальный план на все 3 или 4 года обучения. План этот – не электронный, а бумажный. Заполняется он по мере работы над диссертацией…
Бюджетные вопросы
«В новой системе непрерывного медицинского образования усовершенствование по своей специальности медицинским работникам придётся проходить ежегодно. В переходный период это, несомненно, создаст дополнительную нагрузку на вузы… Тем не менее мы надеемся, что такое обучение будет максимально обеспечено бюджетными местами», – убеждена декан факультета дополнительного профессионального образования РязГМУ им. академика Павлова Мария Фомина.
Не так давно на базе Рязанского госмедуниверситета был организован Центр симуляционного обучения. Оттачивать врачебное мастерство теперь можно на самом полезном «тренажёре» – роботе-пациенте с компьютерной программой, сразу же отвечающей на лечебные манипуляции. Электроника задаёт разные параметры здоровья: пульс, частоту дыхания, кровяное давление, уровень сахара… Есть даже робот-новорождённый – он очень похож на настоящего малыша.
В 2016–2020 годах одни специалисты будут учиться на привычных курсах повышения квалификации, другие – набирать баллы по новой схеме. Хватит ли бюджетных мест и средств – один из важнейших вопросов для непрерывного образования.
Медицинские и фармацевтические вузы усиленно работают над учебными программами. Аккредитованные мероприятия уже проходят далеко за пределами Москвы. Для специалистов со средним образованием непрерывное обучение тоже обязательно и проходит по той же схеме – 50 часов в год. Конференций и семинаров для среднего звена пока ещё немного. Но колледжи и профессиональные сообщества уже объединяют усилия.
А новая схема обучения ещё только на старте…