Примерное время чтения: 6 минут
604

В тени образования. В России перед экзаменами растет спрос на репетиторов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. Вопрос ремнём 12/06/2024

У репетиторов сейчас горячая пора. В разгаре ЕГЭ, а в начале июля ожидается ещё и пересдача одного из предметов. Поэтому востребованность платных учителей растёт.

В платном обучении заинтересованы как учителя, так и ученики. По данным цифровой образовательной платформы «Дневник.ру», 67% педагогов считают занятия с репетиторами необходимыми для успешной учёбы и сдачи экзаменов. С ними согласны 51% учеников и их родителей. Более того, 37% опрошенных учителей сами проводят платные занятия в свободное время.

Придумали экзамены, а подготовить не могут

«Получается, что школа придумала экзамены, к которым сама подготовить не может. И сама же признаёт, что эти испытания бесплатно пройти невозможно. По крайней мере больше половины родителей и даже учителя это утверждают, – говорит кандидат педагогических наук Константин Зискин. – То есть процесс обучения бесплатный, а результат платный. В чём причина? В непрофессионализме учителей, неправильном составлении программ, завышенных требованиях? Или это просто прямое правонарушение? Ведь по закону государ­ство бесплатно оказывает эту образовательную услугу семьям, а по факту получается, что нет, родители платят. Значит, это жульничество?»

Так что по объёму теневого рынка образования, коим по сути и является репетитор­ство, можно делать вывод, насколько хорошо работает система, надо ли менять экзамены или саму школу.

По словам репетитора по русскому языку и литературе Оксаны Ласковской, тема госэк­заменов крайне невротизирована: «Некоторые уже с 5-го класса приходят записываться на занятия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Плюс родители и дети не всегда понимают, что школа им должна, а чего не должна. Учителя настолько загружены отчётной работой – журналы, воспитательные мероприятия и т. д., – что мало кто хочет брать на себя ещё и дополнительную бесплатную нагрузку в виде подготовки к экзаменам, особенно к необязательным, а по выбору.

Некоторые и прямо отфутболивают родителей: дескать, мы ваших детей в люди выводим, а вы нам мозг выносите. В свою очередь, родители думают: школьные учителя не хотят работать, а хотят от нас денег, поэтому занимаются репетиторством. Стоит признать, что такие ситуации не редкость».

Дело не в зарплатах

У востребованности репетиторов есть ещё одна причина. «В среднем процент хороших учителей среди репетиторов точно такой же, как процент хороших учителей в школе. И он очень невысок, – считает Зискин. – По моим ощущениям, их не больше 1%. Но репетиторы по-другому работают с ребёнком – меньше его раздражают, не орут. Они лучше коммуницируют с «клиентом», поэтому к ним и идут».

Эксперт также обращает внимание на то, что в школах вырос процент детей, которые не очень хорошо говорят по-русски. Учитель же должен научить всех, он отвлекается на одних и не может нормально учить других. Поэтому, если ребёнку с трудом даётся математика, а школьный учитель не справляется (потому что у него в классе не один ученик, а 25), то родители, конечно, наймут репетитора, чтобы поддержать своего сына или дочь.

Есть мнение, что надо повысить зарплату учителям, тогда они будут лучше учить и репетиторы не понадобятся. «Тогда репетиторы просто будут стоить дороже, – возражает педагог. – Увеличение зарплаты не является мотивирующим фактором. Этот закон вывел ещё в 1950-е годы американский психолог Ф. Герцберг. Мотивируют достижение результата, успех, признание, продвижение в карьере и т. д. Кроме того, невозможно сделать зарплату учителя на уровне банковского руководителя. Во всём мире зар­плата педагогов относительно низкая, потому что это массовая профессия».

Виновата лень?

А что же сами дети? Неужели современные подростки не в состоянии учиться без репетиторов?

«Очень даже могут, – уверен семейный и подростковый психолог доктор психологических наук Илья Слободчиков. – Вопрос в их собственной зрелости и мотивированности. Репетиторы нужны исключительно для сдачи ЕГЭ, потому что это абсолютно формальный экзамен, который должен оценивать с формальной же точки зрения формальные знания. Чтобы ребёнок ориентировался во всём этом, ему нужен помощник, который как минимум понимает, как эти дурацкие задания устроены».

«Можно поступить в вуз и без репетиторов. В интернете есть много бесплатных ресурсов для подготовки, материалы ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений – разработчик заданий ЕГЭ. – Ред.), онлайн-курсы, лекции и т. д. Но это требует от ребёнка высокой мотивации и самодисциплины, которые есть не у всех, – подтверждает Оксана Ласковская. – Даже взрослые не всегда могут по­хвастаться, что способны заниматься спортом или учиться без посторонней помощи».

Теневой рынок образования – общемировая проблема. И репетиторы всегда были, есть и будут. Потому что дети везде одинаковы. «Если ребёнок понимает, зачем он учится, то будет делать это сам и с удовольствием. А когда ты учишь его какой-нибудь ерунде, которую почему-то ты, «старпёр», считаешь для него необходимой, тогда, естественно, его надо заставлять, – заключает педагог Зискин. – Он-то ведь не считает это важным. В целом детьми надо заниматься. Если родители не хотят или не могут уделять им время, а намерены просто откупиться, тогда они платят. Кому угодно: репетитору, гувернёру, частной школе – на что денег и фантазии хватает. Безусловно, репетитор – не лучший способ воспитания. Но если уж совсем ничего другого нет, то можно и так. Другое дело, что если вы вообще не общаетесь с ребёнком и за вас это делает репетитор, то совершенно непонятно, кто из вас родитель».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах