В этом году 70 образовательно-производственных центров в 42 регионах страны приняли 150 тыс. студентов, которым предстоит учиться по новой программе «Профессионалитет».
Уже через год-два их выпускники смогут освоить востребованную на рынке профессию и начать зарабатывать. Возможность учиться по новым правилам они получили благодаря национальному проекту «Образование» и федеральному проекту «Профессионалитет».
«Профессионалитет» включён в число стратегических инициатив социально-экономического развития России до 2030 г., инициированных президентом Владимиром Путиным. Его цель – создать принципиально новую модель подготовки квалифицированных кадров для экономики в зависимости от потребностей ведущих предприятий конкретного региона.
Зачем нужна реформа?
Число выпускников 9-х и 11-х классов, которые выбирают для продолжения образования колледжи и техникумы, превысило 60%. Это рекордный показатель за последние 10 лет. Плюсы очевидны – не надо сдавать ЕГЭ, можно быстро получить профессию и устроиться на работу. Однако до недавнего времени были и существенные минусы – устаревшие программы, отсутствие современного оборудования в мастерских, мало практики. Теперь подход к подготовке рабочих кадров кардинально меняется.
«В рамках проекта «Профессионалитет» образовательные организации укомплектовываются тем оборудованием, которое должно быть применимо студентами уже в будущей работе, а срок подготовки сокращается. Оканчивая учреждения среднего профессионального образования, наши ребята имеют гарантированное место на предприятии. Они выходят с полным набором компетенций и умений, которые необходимы для бесшовного перехода, для применения на производстве», – рассказал заместитель министра просвещения России Денис Грибов.
Вместо теории – практика
Самое главное нововведение – изменение образовательных программ. Большая часть обучения будет посвящена практике. Если в прежних программах теории отводилось 60–70% учебного времени, а практике – 30–40%, то теперь наоборот – 30% теории и 70% практики. Новые образовательные программы охватят больше 100 профессий. Отныне они должны разрабатываться с учётом потребностей работодателей и при их участии. Будет создана федеральная информационная платформа – Цифровой конструктор компетенций. Преподавателей колледжей научат формировать конкретные интенсивные учебные программы под запросы экономики и предприятий регионов. Кроме того, в обучение включается большой процент современных образовательных технологий, будь то дополненная реальность, видеоуроки и т. д.
Сроки обучения тоже меняются. Раньше выпускники 9-х классов учились на конкретную специальность 3 года 10 месяцев, теперь они смогут получить диплом через 2 года 10 месяцев.
Студенты «Профессионалитета» будут заниматься в современных мастерских, оснащённых благодаря национальному проекту «Образование». Новое оборудование уже получили 2,2 тыс. мастерских, а к 2024 г. их будет больше 5 тыс.
Бизнес тоже в деле
Ключевое условие – вовлечение бизнеса, потенциальных работодателей в подготовку кадров. Это не только стажировки студентов на предприятиях и направление специалистов компаний для проведения практических занятий с учащимися, помощь в оснащении мастерских, занятия со специалистами предприятий. Это ещё и партнёрское управление образовательными организациями. В 2022 г. к программе присоединились больше 250 работодателей, в том числе крупные госкорпорации и ведущие отраслевые предприятия.
По итогам обучения не меньше 85% выпускников должны быть трудоустроены, а региональная экономика таким образом – получить импульс к развитию. Дело в том, что, по сути, колледж теперь будет готовить специалиста и передавать его в руки компании «под заказ», под требования конкретного рабочего места.
С 2023 г. выпускники колледжей, обучавшиеся по программе «Профессионалитет», получат дипломы нового образца. На них будет размещён QR-код, содержащий информацию о том, какие знания и навыки получил специалист, как теоретические, так и практические, – своего рода цифровой паспорт компетенций. А в приложении к диплому появится новая таблица с информацией не только об оценках по учебным дисциплинам, но и о месте прохождения учебной и производственной практики, видах деятельности, освоенных студентом в ходе неё, средствах обучения и воспитания, которые применялись организацией.
Куда пойти учиться?
К этому учебному году создано 70 образовательно-производственных центров (кластеров), включающих свыше 250 современных колледжей в 42 регионах России. Часть учебных заведений среднего профобразования выступает как ведущие, опорные, остальные – как колледжи-партнёры. Они будут готовить специалистов в самых приоритетных отраслях экономики: атомная, лёгкая, горнодобывающая, химическая промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, машиностроение (в том числе авиа- и судостроение), сельское хозяйство, фармацевтическая отрасль. К 2024 г. «кластеров будущего» станет 210. Опорные колледжи-участники «Профессионалитета» получают грант из федерального бюджета в размере 100 млн руб.
Один из первых кластеров появился в Калужской области на территории индустриального парка «Калуга-Юг». Под федеральный технопарк задействована территория в 50 тыс. кв. м, на ней оборудуют 37 мастерских для обучения по 26 специальностям. Ежегодно центр сможет готовить больше 10 тыс. квалифицированных специалистов. Прежде всего в сфере металлообработки и машиностроения. Там же смогут проходить повышение квалификации педагоги колледжей и техникумов, станут апробировать новые технологии обучения. Обучение будет вестись на базе Калужского технического колледжа. Ещё четыре учебных заведения среднего профобразования стали партнёрами. К проекту подключились ведущие предприятия региона – Калужский турбинный завод, «Ремпутьмаш», ПАО «Калужский двигатель» и др. Для них как раз и будут готовить специалистов.
По химической отрасли сформировано четыре производственно-образовательных кластера – два в Тульской области и по одному в Ленинградской и Вологодской областях. В современной химической промышленности насчитывается больше 20 отраслей, так что каждый сможет выбрать то, что интересно именно ему.
Под лёгкую промышленность создано также четыре образовательно-производственных кластера, в том числе в Ивановской области, Алтайском крае, Санкт-Петербурге. В условиях импортозамещения это активно развивающаяся отрасль, поэтому кадры там крайне необходимы.